Казак: «Мы с Навальным решили объединиться, чтобы никто не погиб»

Вaсилий Ящикoв. Фoтo: сoцсeти

— С кaкoй цeлью кaзaки пришли нa митинг стoрoнникoв Нaвaльнoгo?

— Гдe и кoгдa будeт проходить митинг, не было тайной, — говорит Василий Ящиков. — Казаки туда пришли не организованно, не по приказу. Мы не в казарме живем, чтобы — «все, завтра подъем, идем». Там присутствовало несколько казачьих организаций, не связанных между собой. Причем, большинство из них — общественные, с государством никак не связанные.

В частности, на митинге присутствовал «Крымский полк», многие сейчас пишут, что они из Крыма приехали, чтобы разгонять митингующих. Это неправда. Этот полк просто там был сформирован во время «крымской весны». Это люди с разных городов, с разных регионов. На митинг пришли те, кто живет в Москвы и Подмосковье. (После акции на Пушкинской были опубликованы ссылки на аккаунт, в котором «Крымский полк» координировал свои действия, сейчас он удален — «МК»).

Я — родовой казак, казачий блогер, далек от политики, приехал на митинг только потому, что снимаю и пишу о казаках и казачестве. Сам состою в организации «Первая сотня», это — дружеское объединение казаков, выходцев с Дона, Астрахани, Терека. Мы собираемся в Москве, чтобы вместе отметить какие — то события и праздники. На митинг из сотни пришло только человек 15.

Я спрашивал у казаков: «Какая у вас цель, зачем идете на митинг?» И слышал: «Мы хотим заявить о своей позиции, что мы против майдана, против того, чтобы на баррикады выводили детей». Многие из присутствующих были участниками событий на Донбассе.

Пришедшие на митинг казаки находились в разных местах. Я сам ходил в толпе, увидел у одного молодого человека плакат, где было написано: «Открой глаза, ты раб царя!» Подошел к парню и сказал: «У меня прадед служил царю, он что раб? Если вы против Путина, так и напишите». Очень меня это задело. Николай — II ведь канонизирован, святой.

— Зачем было вырывать у парня из рук плакат? Он просто выражал свое мнение.

— Может это была, действительно, моя ошибка. Я у него забрал плакат из рук, хотел с молодым человеком поговорить, как блогер. А дальше у меня плакат просто кто-то выдернул и унес. А в нашу беседу вмешался Андрей Пивоваров, как позже выяснилось, оппозиционер из Санкт-Петербурга, председатель «Открытой России». Он стоял, ковырял в зубах зубочисткой и пытался мне тыкать ей в лицо. Мы поговорили на повышенных тонах. Потом с Андреем встретились на митинге еще раз. Агрессия у него уже прошла. Мы беседовали уже спокойно и даже пожелали друг другу удачи.

В какой-то момент появились некие люди, я думаю, что специально подготовленные. Стали кидаться на казаков и на меня лично. Один из них подошел ко мне, стал задирать: «Ты что в такую жару ходишь в шапке? Мозги еще не плавятся? Что ты как придурок одет? Вас, казаков, в свое время мало убивали — резали?» Я у него спрашиваю: «Молодой человек, вы историю знаете?» Как только навел на него камеру, он тут же исчез.

Потом начались нападки на казаков, я вмешался. Попросил ребят — казаков не обращать внимание на дразнилки. Отошел. В это время в двух местах, где стояла «Первая сотня» и «Крымский полк», началась потасовка. Эти две общественные организации между собой никак не связаны, казаки между собой не общаются, а тут им пришлось объединиться, чтобы отбиться и уйти. А нагайка там всего была одна или две.

Казаков, если вместе сложить, было всего 35 человек. Согласитесь, на митинги в таком количестве не ходят, чтобы разгонять многотысячную толпу… Там было много организаций, в том числе и «Боевое братство». Нет, все внимание было сосредоточено на казаках.

— Думаете, не случайно?

— Мне кажется, что это была спланированная акция. На митинге ведь присутствовали также казаки из реестровых организаций, которые по закону о российском казачестве, состоят на службе у государства, могут заключать договора, осуществлять охранную деятельность. Именно им выделяют деньги на патриотическое воспитание. Их было всего несколько человек, и они как раз не участвовали в драке. Мне кажется, что изначально спровоцировать и побить хотели именно их, тех казаков, кто связан с властью. А специально подготовленные группы просто перепутали казаков.

— Вам поступают сейчас угрозы?

— Мне пишут гадости в соцсетях. Организовали телеграм-канал. Я там первый в списке. Не разобравшись, меня оскорбляют. Потом, когда я начинаю с ними общаться, говорят: «Извини, что начали с грубости». Мне в сотый раз приходится объяснять, что я не участвовал в драке. Я был с камерой. Но я видел, как все происходило. В казаков бросали бутылки, скидывали папахи…


фото: РИА Новости
Столкновения на Пушкинской площади.

В толпе мы встретились с Навальным, решили объединить усилия, чтобы никто не погиб. Мы договорились, что я отведу казаков, а он — агрессивно настроенных молодых людей. Правда, Навальный признался, что остановить «заведенную» толпу ему будет не просто. Я еще заметил: «Как ты страной собираешься управлять, если сторонников усмирить не можешь? Ты же — лидер». Пока мы говорили, кругом кричали: «Бейте этого казака», «дайте, мы его разорвем».

— Пойдете еще на оппозиционный митинг?

— Не пойду, даже если там будут присутствовать казаки. Зачем мне надо, чтобы меня колотили? Митинг предполагает обмен мнениями, с этой целью туда казаки и шли. А получилось, что им сказать не дали. Все вылилось в побоище. Когда Навального уже забрали полицейские, потащили к машине, меня его сторонники изрядно побили, хорошо еще, что по лицу не попали.

— Будете что-то предпринимать?

— Я сам туда пришел. Это стихийный митинг. Что мне теперь жаловаться? Другое дело, почему рядом во время драки не было полиции? А вообще, мы — за справедливость. Хотим, чтобы во всем разобрались, и виновные были наказаны. Я сейчас хочу найти всех присутствующих на митинге казаков, и, может быть, мы даже соберем пресс-конференцию. А то слышна только одна сторона, нужно выслушать и другую. Иначе как судить?

Прокомментировать действия казаков на митинге мы попросили главу Московского профсоюза полиции Михаила Пашкина.

— Я понимаю, что некая общественная организация хочет помочь полиции по охране порядка на митинге. Очень хорошо. В этом случае на пришедших на митинг казаках должны быть повязки дружинников. Если митингующие ничего не нарушают, зачем к ним лезть, ругаться с ними, бить? Стой себе спокойно. Другое дело, если демонстранты нападут на полицейских, в этом случае, можно полиции помочь. Впрочем, это должен сделать, в силу своего гражданского долга, любой гражданин, не обязательно дружинник.

Если митинг несанкционированный, здесь вступают в действие Росгвардия, ОМОН. Они выстраиваются клином, рассекают толпу демонстрантов, «упаковывают» их в автозаки и развозят. Гражданские лица тут и близко не нужны.

Если для сторонников Навального этот митинг был несанкционированным, то и для казаков, которые, как я понял, не являлись дружинниками, он также был не санкционированным. По идее, полицейские должны были им сказать: «Пошли вон отсюда».

— В соцсетях начали публиковать данные о казаках, которых смогли идентифицировать по фотографиям и видео с митингов. Граждане пытаются подменить собой правоохранительные органы. С вашей точки зрения, это правильно?

— Если разглашаются какие-то персональные данные, это нарушение закона. Информация о частной жизни гражданина отнесена к сведениям конфиденциального характера. Но, с другой стороны, мы, в свое время тоже нечто подобное делали. Прямо называли имена судей, которые, по нашему мнению, нарушили закон. Что касается казаков, то те, кто там «засветился», уже вряд снова на подобные митинги придут. Они уже поняли, куда их вовлекли. Не сами же они пришли, кто-то дал им команду. И этот «кто-то» здорово их подставил.

— Могут демонстранты на хлеставших их нагайками казаков подать в суд? И какое наказание может им грозить?

— Если найдут тех, кто их бил — без вопросов. Хулиганы привлекаются к ответственности — административной или даже уголовной. Все зависит от степени тяжести преступления. За ссадины, мелкое хулиганство (20.1 КоАП РФ) могут оштрафовать на сумму от 500 до 1000 рублей, а также арестовать на 15 суток. Если преступление средней тяжести, например, человеку выбили глаз, то это уже статья 213 статья УК РФ, по ней могут отправить на принудительные работы на срок до 5 лет, или лишить свободы на срок до 5 лет.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.