Почему выпускники российских вузов не могут найти работу


фoтo: Нaтaлья Мущинкинa

Прискoрбнo, нo фaкт: учащиеся и работодатели расходятся практически во всем. К примеру, самыми популярными у абитуриентов, по наблюдениям ректоров, до сих пор являются такие специальности высшего образования, как экономика, менеджмент, журналистика, социальные науки и строительные направления. Между тем самыми востребованными у работодателей являются профессионалы в сферах IT, энергетика, робототехника, металлообработка и инженерно-механическая. И так во всем, куда ни глянь.

Собственной жизнью, ничем не связанной с потребностями экономики, для которой они работают, сплошь и рядом живут и вузы. Их учебные курсы сухи и отстают от жизни на 10–20, а то и все 30 лет, а практическими навыками и компетенциями их студентов никто не занимается. Неудивительно, что, по некоторым оценкам, до 80 процентов выпускников вузов испытывают огромные сложности с поисками работы.

Между тем сегодняшний работодатель четко представляет себе, что такое успешный выпускник: «Это хорошее базовое образование; развитые soft-skills или такие качества, как лидерство, креативность, умение работать в команде; предпринимательское мышление; своевременное получение необходимых навыков; общее взаимодействие вуза с работодателем». Да и студент также начинает встраиваться в эту систему. На первом месте у него уже не деньги, как несколько лет назад, а возможность карьерного и личностного роста, причем не только на «настоящей» работе по окончании вуза, но и при подработках во время учебы.

— За последние пять лет предпочтения студентов при поисках работы изменились, — рассказал директор по развитию студенческого потенциала Высшей школы экономики Павел Здоровцев. — Если раньше они хотели в основном дополнительного материального обеспечения, то сейчас во время учебы в вузе они хотят получить опыт работы, потому что иначе потом не трудоустроишься на хорошее место. При этом на последних курсах они даже готовы работать бесплатно. Та же закономерность проявляется и при поиске работы после университета. На первом месте — 86% — интересная работа, открывающая возможность для самореализации. Ожидание больших зарплат ушло на второе место — 74%. Таким образом, рост и развитие для студента стали важнее стартовой зарплаты. Сегодня они выбирают не деньги, а возможности роста.

Все это ясно говорит о том, что и вузам пора переориентировать свою работу с неких умозрительных целей на вполне реальные. А какая из них важнее, чем востребованность выпускников работодателями!?

Среди возможных путей, рассказал «МК» ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров, такие новые для России направления деятельности вузов, как обучение студентов искусству самопрезентации и инновационному предпринимательству с погружением в инновационную среду; создание совместных базовых кафедр и учебных центров на предприятиях; организация студенческих практик на производствах, куда они потом пойдут работать. Главное же — «это связать весь процесс обучения с потребностями практики: в том числе приглашать преподавать в вузах сотрудников предприятий, а также связать все студенческие проекты с конкретными проблемами, интересующими конкретные предприятия. Другими словами, полное взаимодействие с реальными секторами экономики».

Впрочем, в сфере среднего профобразования этот принцип уже внедряется: недаром, на недавнем чемпионате мира по рабочим компетенциям в Абу-Даби российская сборная добыла 11 медалей, включая 6 золотых, плюс 21 медальон за профессионализм.

— Это был лишь наш третий чемпионат мирового уровня. Поэтому, пока мы на него собирались, мы рассчитывали взять хотя бы одну медаль, в дороге стали надеяться получить хотя бы одно «золото», а в итоге получили победу в общекомандном зачете! Это такое большое достижение, что мы до сих пор еще осмысляем его! — поделился с «МК» гендиректор Союза WorldSkills-Россия Роберт Уразов. — Но модернизация нашей системы СПО уже идет! В этом году демонстрационный экзамен практически на уровне WorldSkills прошли 14 тыс. ребят. При этом главное — поменять не только технологии и стандарты, но устойчивые тенденции нашей системы СПО, складывавшиеся десятилетиями. В том числе среди преподавателей и менеджмента колледжей и у всего общества в целом!

Лучшее в «МК» — в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.