Карел Хирман: случай с "Днепразотом" показал изъяны расчета тарифа на транспортировку газа

Нa прoшлoй нeдeлe AO «Днeпрaзoт» oпубликoвaл oткрытoe oбрaщeниe к рукoвoдству гoсудaрствa (к Прeзидeнту, прeмьeр-министру, AМКУ, НКРЭКУ, прaвooxрaнитeльным oргaнaм). Вaжнeйшee во (избежание Укрaины прeдприятиe, oбeспeчивaющee, пoмимo удoбрeний, стрaну xлoрoм (нeoбxoдимым с целью oбeззaрaживaния питьeвoй вoды), прeдупрeдилo oб угрoзe oстaнoвки — изо-зa пoвышeния стoимoсти рaспрeдeлeния прирoднoгo гaзa сo стoрoны AO «Днeпрoпeтрoвскгaз». Вскoрe пoслe публикaции упoмянутoгo oткрытoгo oбрaщeния свoю пoзицию в интeрвью УНИAН сooбщил кoммeрчeский дирeктoр AO «Днeпрaзoт» Aндрeй Пустoвoйт.

Oднaкo, oстaлись вoпрoсы, кoтoрыe трeбуют нeупрeждeннoгo aнaлизa и oбъeктивнoй oцeнки ситуaции. Принимaя вo внимaниe стрaтeгичeский стaтус AO «Днeпрaзoт», наш брат oбрaтились с прoсьбoй прoкoммeнтирoвaть ситуaцию Кaрeлa Xирмaнa. 

Кaрeл Xирмaн в прoшлoм — прeдсeдaтeль нaблюдaтeльнoгo сoвeтa кoмпaнии Transpetrol (Слoвaкия, oпeрaтoр учaсткa мeждунaрoднoгo нeфтeпрoвoдa «Дружбa»), экс-сoвeтник пo энeргeтичeским вoпрoсaм прeмьeр-министрa Слoвaкии. В 2016-2019 гoдax — экспeрт пo энeргeтикe Стрaтeгичeскoй группы сoвeтникoв пo пoддeржкe рeфoрм присутствие Кaбинeтe министрoв Укрaины, был члeнoм рaбoчeй группы пo сoздaнию Фoндa энeргoэффeктивнoсти Укрaины и aнбaндлингa «Нaфтoгaзa».

Гoспoдин Xирмaн, вас бoлee чeм в пoлнoй мeрe влaдeeтe инфoрмaциeй, кaсaющeйся всeгo кoмплeксa вoпрoсoв энeргeтичeскoгo oбeспeчeния в глoбaльныx масштабах. Расскажите, не в службу, какова практика построения алгоритма расчетов тарифов получи и распишись доставку природного газа в странах Сделал.

К. Х. В первую очередь нужно возговорить, что в Европейском Союзе ключевым фактором работы энергетического рынка, в волюм числе тарификации распределения газа и электроэнергии, являетса особенность анбандлинга (от англ. unbundling). В случае с региональными газораспределительными компаниями (в Украине их аналогом являются облгазы) особенность анбандлинга предполагает отделение деятельности ровно по распределению природного газа ото добычи, транспортировки и продажи природного газа.

Сие означает, что одно и так же юрлицо не имеет карт-бланш осуществлять прямую продажу природного газа и заодно заниматься его транспортировкой неужели распределением. Очень чувствительной вдобавок является ситуация, когда жрать прямой или косвенный отбор над предприятием по производству иль поставке, а также над оператором распределительной либо — либо газотранспортной системы, или самой распределительной и газотранспортной системой, иначе говоря наоборот.

Опуская некоторые специфические детали, скажу, отчего в странах ЕС принцип анбандлинга связан с учетом основного капитала и имущества компании около расчете тарифа на транспортировку (операция) газа. При этом в определенной степени учитываются объемы потребления газа тем неужели иным предприятием и равномерность потребления газа в ход некоего протяженного временного периода (возраст).

Если мы говорим о крупном потребителе (с в Украине — АО «Днепразот»), кто равномерно потребляет газ в изм всего года, нужно разуметь, что он балансирует, стабилизирует всю распределительную систему и неполностью и газотранспортную систему. Такой заказчик прогнозирует работу газотранспортной и напере всего — распределительной системы (облгаза). Того, по логике, регулятор (НКРЭКУ — Национальная совет, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг) поставлен в необходимость снижать тариф на транспортировку мало кто газа для крупных потребителей газа с равномерным графиком потребления газа. В частности, сие учитывается и в регуляции в ЕС.

Экономическое довод такой методики простое: траты на обслуживание потребителя (дистрибуцию и поставку газа), что получает газ в небольших объемах и с целью которого характерны резкие стипль-чейз потребления, существенно выше, нежели в случае с одним крупным предприятием, которое и точка гарантировать большие объемы потребления держи протяжении всего года. Сие элементарная логика, которая работает пользу кого любого энергоносителя — вроде для газа, так и ради электроэнергии.

А насколько ситуация в Украине соответствует практике европейских стран?

К. Х. В Украине превалирует максима, в основе которого — клиринг тарифов на транспортировку газа возьми основе затрат и рентабельности.

Что-что это за принцип? Берутся плановые годовые протори облгаза (возьмем в качестве примера оный же «Днепропетровскгаз»), к ним добавляется выгодность, и вся эта сумма, условно говоря, делится нате объем транспортируемого газа. В итоге стало быть некий средний универсальный расценка, независимо от того, идеже находится предприятие или все равно кто потребитель газа в Днепропетровской области.

Описанная карта — это один с самых распространённых компромиссных способов собираться, каким должен быть стоимость. При этом эта элемент имеет ряд недостатков, и вследствие чего в ЕС уже практически невыгодный используется.

В случае с «Днепразотом» стоимость на транспортировку природного газа ни дать ни взять раз и рассчитывается по этому принципу…

К. Х. Такое завод является системным суперкрупным потребителем, которое покрывает главную долю затратной части «Днепропетровскгаза».

В этом смысле быль с «Днепразотом» очень показателен — возлюбленный демонстрирует в очень гиперболизированной форме однако изъяны методики расчета тарифа держи транспортировку газа на основе затрат и рентабельности.

От случая к случаю мы в Словакии пользовались похожей методикой расчета тарифов вроде лет назад, уже коли так начинал применяться тот закон, о котором я говорю: кто значительнее потребляет газа и кто имеет сильнее-менее устойчивый график потребления в прохождение всего года, тот и получает преференции. Однако и в таких случаях самые старшие потребители не были довольны. На случай если газораспределительная компания будет всего на все(го) перекладывать расходы поровну получи и распишись всех потребителей, то у этакий газораспределительной компании не закругляйтесь стимулов эффективно управлять сетями тож осуществлять их модернизацию в зависимости через тенденций реального потребления. Однако я понимаю, что такая чс политически чувствительна — в таком случае а именно население будет больше расквитаться за распределение газа.

Кончено ли верно я понимаю: в развитых странах к таким предприятиям применяется тезис, при котором крупные предприятия, обеспечивающие равномерное расходование газа в течение длительного периода, практически балансируют, стабилизируют всю газотранспортную систему региона (и постольку-поскольку страны), прогнозируют рынок и в определенной степени выступают его гарантом? Пропорционально, к ним применяется некая выплата.

К. Х. Да, можно так отметить! Такие предприятия, как «Днепразот», в странах Сделал, других развитых странах получают себестоимость ниже, чем небольшие потребители со слегка прогнозируемым объемом потребления. Пара слов идет о тарифах из расчета в кубометр. 

Собственник большинства облгазов в Украине — сие крупный бизнесмен Дмитрий Фирташ. Одновременно с этим он является собственником нескольких крупных предприятий, производящих полей) (из сырья — природного газа), объединенных в группу Ostchem. Известно, что заводы группы являются конкурентами «Днепразота» для рынке удобрений. Для одного с предприятий Ostchem — черкасского ПАО «Нитроген» — тариф на транспортировку газа в отчасти раз ниже, чем исполнение) АО «Днепразот». Существующая в Украине политическое устройство позволила сформировать тарифы получай распределение природного газа в (видах прямых конкурентов Ostchem нате существенно отличающемся не в пользу «Днепразот» уровне. Сие все делается для того, для того чтоб получить преференции на рынке удобрений. Наравне бы Вы могли усмотреть такую ситуацию?

К. Х. Тариф устанавливает региональная газораспределительная честная) по согласованию с регулятором в лице НКРЭКУ. Относящийся к Деметре Фирташ лично ведь безлюдный (=малолюдный) устанавливает тариф, и это безграмотный вопрос даже бизнеса сиречь такового. Но, конечно но, есть реальная жизнь. В энергетике я видим похожую картину с предприятиями Рината Ахметова — некто одновременно контролирует и распределительные компании (облэнерго), и является собственником электростанций и угольных шахт. Как видим замкнутый круг. Для Украины сие действительно большая проблема — на поверку, это может вести к монополизации рынка. Сие вопрос не только к НКРЭКУ, только прежде всего — к Антимонопольному комитету.  

Однако какое может быть практическое усмотрение этого проблемного вопроса?

К. Х. Скажу приблизительно: как бы ни был велосипед соблазн обвинить собственников бизнеса, де-юре этот вопрос не к бизнесменам. Таковой вопрос — к регулятору и антимонопольному комитету. Только у меня складывается впечатление, словно АМКУ вообще последние годы неэффективно выполняет приманка прямые функции, возложенные в него законодательством. Я не заметил каких-так выдающихся результатов его работы, и сие касается не только вопросов энергетики.

Редуктор и АМКУ имеют массу инструментов к проведения расследований, участия в публичных слушаниях и т.п. И имея выводы сих ведомств, уже можно инспирировать судебные процессы, но раньше того момента, пока камера, регулятор или АМКУ невыгодный скажет свое слово, де-юре мы не можем хватить, что Дмитрий Фирташ alias кто-то другой прости в несправедливом тарифе на фондирование газа.

Но что а в таком случае делать «Днепразоту»?

К. Х. Что-что касается этого конкретного предприятия, в таком случае я считаю, что нужно переработать детали их контракта с «Днепропетровскгазом». В частности, я бы перво-наперво всего выяснил, где установлен блок учета газа, который поступает получи и распишись «Днепразот».

Дело в том, чего юридически точка контроля (диагностирующий прибор — промышленный отметчик газа) является точкой сдачи (отгрузки) товара, в данном случае газа, я бесцельно понимаю, что это в соответствии и с украинским законодательством.

Я до основ допускаю (зная украинские реалии), аюшки? упомянутый прибор учета газа может раскапываться только на магистральном газопроводе в месте подключения локального газопровода (т.н. «ниточки» длиной 5 км, как его называют держи «Днепразоте»). 

В «Днепропетровскгазе» утверждают, какими судьбами этот локальный газопровод (у места, построенный «Днепразотом» для собственных нужд), принадлежит «Днепропетровскгазу» а. Но если счетчик целесообразно до момента поступления газа в эту «нитку», в таком случае юристы и, наверное, НКРЭКУ и должны разобраться, есть ли питаться основания для того, дай вам «Днепразот» платил облгазу из-за услуги транспортировки.

Дело безвыгодный только в том, что голубой огонь после точки контроля принадлежит потребителю, спирт также должен взять в себя полную ответственость из-за доставку. Считаю, что тогда нужно разобраться: является каста нитка частью распределительной силок «Днепропетровскгаза», или же отчасти инфраструктуры «Днепразот». 

Сие очень важный вопрос! Ваш брат говорите об этом манером), как будто Вы еще встречали подобные случаи…

К. Х. Натурально — это более нежели существенный вопрос. И Вы правы — я поминутно сталкиваюсь с подобными случаями в Украине, и мало-: неграмотный только по газу, да и в распределении тепла или электричества. Дипломатично скажу, отчего в этой части очень запутанная условия! Эти приборы исторически устанавливались, в качестве кого попало и где попало.

В результате неотлагательно, когда Украина переходит к стандартам регулирования, принятым в цивилизованном мире, возникает заметный хаос и неразбериха, возникает уйма спорных моментов, как в случае с «Днепропетровскгазом» и «Днепразотом». Когда-когда цена на газ и электроэнергия была мизерная, тогда потребителям и поставщикам было всегда равно. Но сейчас сие самый «жаркий» вопрос.

Ваш брат упомянули, что «Днепразот» самовольно построил свой небольшой газовая артерия, за транспортировку газа, по части которому он и платит облгазу. До какой степени правильно, что построенная потребителем газа «корпия» рассматривается облгазом как его аллод?

К. Х. Я это читал, но впрямь не знаю. Что кому принадлежит — сие еще один важный дилемма. «Днепразот» говорит, что кое-когда-то построил эту трубу, же сейчас по каким-так причинам она принадлежит облгазу (разве же облгаз считает, что-то она ему принадлежит). Нужно разобраться, держи каком основании облгаз считает эту трубу, построенную «Днепразотом», своим имуществом.

Потому только в случае, когда все правомерно находится в собственности облгаза, контроллер может рассчитать показатели рентабельности по части этой трубе.

Какие но могут быть дальнейшие сценарии решения дискуссии распределительной компании и потребителя газа — «Днепропетровскгаза» и «Днепразота»?

К. Х. Я знаю подобные случаи в практике Украины и других стран. Двое предприятия наверняка еще какое-ведь время будут спорить о волюм, кто кому что в долгу. Даже если сейчас хохляцкий регулятор примет решение о снижении тарифа во (избежание «Днепразота», я боюсь, что условия вернется бумерангом через година или два. Ситуация достаточно оставаться неустойчивой, пока совсем не будет понятно, кому принадлежит сия «нитка» и пока не будут тарифы для того распределения на газ больше-менее одинаковыми для всех самых крупных потребителей с одинаковым объемом и графиком потребления. Скажу не обинуясь, это почти «mission impossible».

Беседовал Относящийся к Деметре Филипенко, специально для суд

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.