Восточное межрегиональное управление ГНС (г. Днепр) по работе с крупными налогоплательщиками работает с крупным бизнесом в новом формате — по принципу партнерства. Никакой погони за показателями. При этом кривая количественных и качественных изменений только растет.
Как это происходит — на примере своих первых ста дней работы в должности рассказал руководитель Восточного межрегионального управления ГПС по работе с крупными налогоплательщиками Богдан Катрушин.
Восточное межрегиональное управление — второй по величине клиентов после Центрального — обслуживает 287 крупных налогоплательщиков. Это предприятия горно-металлургической отрасли, топливно-энергетического и машиностроительного комплексов, компании по производству продовольственных и непродовольственных товаров. Большинство из них — лидеры по наполнению государственного и местных бюджетов.
Мы осознаем, что они являются драйверами экономики в центрально-восточном регионе, благодаря которым государство имеет возможность выплачивать пенсии, социальные пособия и заработную плату работникам бюджетной сферы. Соответственно, с каждым из них работает профессиональный консультант-координатор, который 24/7 может оказывает квалифицированную поддержку по неотложным вопросам налогового администрирования.
Мы взяли за основу принцип: позвонил — спросил — получил помощь — решил проблему. Наш подход — до банальности прост: не давить на плательщика, при этом помогать избежать бюрократических преград, минимизировать его административные потери на выполнение фискальных формальностей.
Как мы этого достигаем — в частности, за счет развития электронных сервисов, например Info TAX, работающий через мессенджеры Telegram и Viber. Это дает возможность отправить запрос, получить уведомление о результатах обработки запросов и сообщение о налоговом долге в максимально удобный способ.
Системная коммуникация с клиентами чрезвычайно важна. Путем онлайн-конференций нам каждую неделю даем разъяснения по изменениям в налоговом законодательстве и широкому спектру вопросов, которые возникают у компаний в течение декларирования налогов и сборов.
Напрямую взаимодействовать с ДПС, не выходя из собственного офиса, позволяет Электронный кабинет налогоплательщика. С начала 2021 года заработал единый счет для уплаты налогов, заявку на пользование которым можно подать через Е-сервис.
Когда-то плательщики ежемесячно и ежеквартально отчитывались о едином социальном взносе, налогах на доходы с физических лиц и военном сборе. Теперь вместо этих отчетов подают один, унифицированный — раз в три месяца. Налоговая дисциплина от этого только выиграла.
Лучше всего об эффективности нового налогового администрирования свидетельствуют показатели налоговых поступлений. Так, за первые два месяца 2021 года Восточное межрегиональное управление ГНС по работе с крупными плательщиками обеспечило более 7,1 млрд грн поступлений в государственный и местные бюджеты, что на 15% больше аналогичного периода 2020 года.
В 2021 году крупный бизнес заплатил почти 4,5 млрд грн НДС. Это на 19% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
За первые два месяца года бюджет получил 139,8 млн грн от налогов на прибыль, что на 13% больше, чем в прошлом году. На 11% выросли в 2021 году поступления акцизного налога с произведенных в Украине подакцизных товаров, что предоставило в бюджет 54,8 млн грн. На 33,5% выросли поступления акцизного налога по ввозу на таможенную территорию Украины подакцизных товаров, из чего бюджеты уже получили 26,8 млн грн.
В то же время мы зафиксировали уменьшение показателей налогового долга компаний на 145,2 млн грн. Эти результаты значительно превышают прогнозы Кабмина по экономическому и социальному развитию Украины для центрально-восточного региона.
Тот факт, что налогоплательщики для нас — «главный клиент», не дает право прятаться злостным нарушителям. Только за первый квартал мы выиграли 12 судов на сумму более 168,5 млн грн. Из них более 100 млн грн. поступит в бюджет в марте этого года.
Председателем ГНС Украины Алексеем Любченко перед региональным менеджментом поставлена четкая задача: не «отбирать» деньги любым способом, а наполнять бюджет. Для этого важно не душить предприятия во время кризиса, а наоборот — установить максимально благоприятные для развития бизнеса партнерские отношения.
Офис крупных налогоплательщиков всегда должен быть готов к конструктивному диалогу, ведь от этого напрямую зависит рост экономики Украины, сохранения рабочих мест и сокращение бюджетного дефицита.
Крупные налогоплательщики — это очень ответственный бизнес. Поэтому быть надежным партнером и консультантом сегодня важнее, чем «Цербером» над головой бизнеса, на плечах которого экономический потенциал целого региона.