Прeзидeнт прeдлoжил Стрaтeгию, гдe xoчeт, в чaстнoсти, усoвeршeнствoвaть прoцeдуру oтбoрa судeй Кoнституциoннoгo судa и зaщитить иx oт любoгo дaвлeния
Прeзидeнт Влaдимир Зeлeнский утвeрдил Стрaтeгию рaзвития систeмы прaвoсудия и кoнституциoннoгo судoпрoизвoдствa нa 2021-2023 гoды. Oсoбoe внимaниe в дoкумeнтe удeлeнo Кoнституциoннoму Суду, кoтoрый в пoслeднee врeмя, прeждe всeгo, извeстeн свoими прoтивoрeчивыми рeшeниями и скaндaлaми вoкруг рукoвoдствa. С пoслeднeгo, нaпримeр, шeсть судeй КС зaблoкирoвaли дeятeльнoсть судa (пo инфoрмaции СМИ, рeчь идeт o Виктoрe Гoрoдoвeнкo, Иринe Зaвгoрoднeй, Виктoрe Кривeнкo, Aлeксaндрe Литвинoвe, Сeргee Сaсe и Пeтрe Филюкe. — Рeд.), якoбы трeбуя oбeспeчить учaстиe в судeбныx зaсeдaнияx бывшeгo прeдсeдaтeля КСУ Aлeксaндрa Тупицкoгo. Oб этoм сooбщилa пoстoяннaя прeдстaвитeль Вeрxoвнoй Рaды в судe Oльгa Сoвгиря. Нo в сaмoм КСУ эту инфoрмaцию oпрoвeргaют и гoвoрят, чтo причинa нe в Тупицкoм, a в oтсутствии квoрумa. «Такое случается, и это не первый раз в год по обещанию», — пишет Deutsche Welle со ссылкой получи информированный источник в суде.
В любом случае, недохватка в КСУ продолжается…
Итак, чисто предусматривает трехлетняя Стратегия правосудия, до чего она способна, если неважный (=маловажный) полностью, то хотя бы неполно приблизить страну к решению кризиса?
Как бы изменится правосудие Украины, или — или Что предлагает «Политика»?
В документе говорится о совершенствовании законодательства о судоустройстве, статусе судей, судопроизводстве и других институтах правосудия, а и улучшении деятельности правовых институтов.
Одним изо направлений Стратегии будет исправление доступа к правосудию.
В документе планируется:
- проведения аудита системы местных судов;
- увеличение функциональной и процессуальной способности Верховного свида;
- обеспечение необходимых ресурсов с целью работы Высшего антикоррупционного свида;
- совершенствование методики определения пруд судебного сбора для отдельных категорий дел;
- норма для отдельных категорий дел обязательного досудебного в круглых цифрах урегулирования споров с использованием медиации и других практик;
- проработка вопроса о введении института мирового судьи.
Опричь того, формирование Высшей квалификационной комиссии судей и Высшего совета правосудия, говорится в Стратегии, кончайте происходить по результатам открытого конкурса, проведенного с участием международных экспертов.
Наконец-то, особое внимание в Стратегии уделено Конституционному Суду. В частности, предлагается испортить проверку доброчестности судей КС «с возможным привлечением международных экспертов», видоизменить процедуру их конкурсного отбора, создать и внедрить эффективные и прозрачные процедуры привлечения судей КС к дисциплинарной ответственности вслед за совершение дисциплинарного проступка, а вдобавок ввести механизм защиты судей КС через политического и другого давления.
Кларк экспертов: документ декларативный, так если все правильно сбыть, он будет способствовать решению конституционного кризиса
Законник, эксперт по вопросам правоохранительной и судебной деятельности Украинского института будущего, соискатель юридических наук Мирослава Чорноусько говорит, что-нибудь в условиях, когда доверие к судам, согласно данным многочисленных социсследований, находится чуть ли не в пределах статистической погрешности, до основ ожидаемо скептическое восприятие тех alias иных идей — как обществом, что-то около и профессиональным сообществом. По мнению ее мнению, маловыгодный исключение и Стратегия развития органов правосудия и конституционного судопроизводства нате 2021-2023 годы. «Безотносительно к содержанию документа, возлюбленный является декларативным, — подчеркивает возлюбленная. — Для его выполнения должна (пре)бывать разработана четкая программа действий. И еще потом осуществлены конкретные шаги, в частности, законодательные и организационные. Только практика показывает, что последнее в особенности сложно для исполнения. Вследствие чего, независимо от того, хорши возможно ли нет положения стратегии, отнюдь не следует делать поспешных выводов».
Подобным образом высказался государственно-правовой и юридический эксперт Геннадий Дубов: «Утвержденная президентом Политика — чисто программный документ».
Этот документ, продолжает диспашер, призван обозначить приоритеты развития и реформирования системы правосудия, которая после еще предстоит детализирована в Плане действий числом реализации Стратегии, а также — одобрена Комиссией ровно по вопросам правовой реформы. «Умереть и не встать всяком случае, подавляющее множество. Ant. меньшинство положений Стратегии невозможно внедрить иначе, чем через изменения в право. При этом ни любая комитет, ни президент не имеют и маловыгодный могут иметь решающего влияния возьми этот процесс. Решающая функция в реализации Стратегии будет относиться к разряду парламента. Собственно, относительно положений Стратегии, ведь они не являются де-юре обязывающими, они — играть место ориентиров», — отмечает сеид Дубов.
Насколько совершенна политика? Председатель правления Фонда DEJURE Миня Жернаков отмечает, что документу присуща сделано традиционная для украинского нормотворчества переделка — нехватка конкретики, применение избыточного количества абстрактных оценочных понятий и неимение четких временных и сущностных критериев вслед за этим, где о них должна мелькать. «В Стратегии содержаться шеренга положений, которые могут трактоваться свободно, как в сторону реформ, си и в сторону консервирования статус-кво. К примеру, Политика определяет, что «в перспективе» ВККС должна бытовать подчинена Высшем совете правосудия. Сие противоречит положению о независимости ВККС. Тоже указано, при каких условиях надо произойти такое подчинение, — обращает не заговаривать зубы г-н Жернаков.
О Высшем совете правосудия, однако в несколько ином контексте, вспомнила фотокоординатор проектов ВОО «Автомайдан» Катя Бутко: «Это абсолютно важный и глобальный документ, каким дьявол и должен быть. Однако самоё по себе стратегия, за исключением. Ant. с необходимых законов и детальной дорожной картеж — мало что определяет. Без дальних разговоров она достаточно общая, через некоторое время прописаны проблемы судопроизводства и способы их решения — в свой черед достаточно общие. К примеру, очистка ВСП с участием международных экспертов — сие правильный ход, формально такая церемония соответствует обязательствам в Меморандуме с Международный валютный фонд и ЕС, но… В часть виде, как это прописано в законопроекте 5068, кой президент внес в ВР (и который-нибудь депутаты уже приняли в первом чтении. — Авт.) — международники до конца ногтей не будут влиять сверху процесс. Поэтому если политика подразумевает такой же инструмент, как в 5068 — она малограмотный будет работать», — отмечает фрау Бутко.
Мнение Геннадия Дубова: «С моей точки зрения, больше всего «революционное» позиция этого документа — вопрос оптимизации деятельности местных судов, в частности, с позиций «экономической обоснованности . Объединение факту это, скорее не (более, может означать объединение большого количества местных судов, существенное преобразование их количества, что в свою порядок, может негативно сказаться держи обеспечении доступа к правосудию», — считает законовед. И добавляет, что с большой вероятностью данный процесс потребует переназначения значительного количества судей, а сие может существенно затянуть эксплуатация реформирования: «Что-в таком случае подобное предлагается и в части оптимизации судов апелляционной инстанции: положительно объединение в один апелляционный рассуждение гражданской, уголовной, хозяйственной и административной юрисдикций. Сие, в случае реального введения, потребует создания новых апелляционных судов, перевода неужели назначения в его состав судей, очередную ликвидацию действующей системы апелляционных судов с созданием в самом деле другой системы».
Принципиально обнадеживают, соответственно мнению экспертов, ряд положений документа.
В частности, вроде отмечает Мирослава Черноусько, об оптимизации пруд судебного сбора (с целью улучшения доступа к правосудию), прав адвокатов и гарантий адвокатской деятельности, а равным образом надлежащего организационно-финансового обеспечения судов, пенсия функционирования суда присяжных. «Найдут ли сии положения свое отражение для практике, можно будет расценить уже в ближайшее время. Как бы то ни было только неотложные шаги в указанных направлениях позволят завоевать поставленных Стратегией целей перед 2023 года», — отмечает миссис Черноусько.
Михалыч Жернаков к «плюсам» относит структура об отставке судей в случае выявления дисциплинарного проступка, а вдобавок отстранении судьи от административной должности заодно с отстранением от правосудия. Не считая того, он обратил тщательность на совершенствование порядка образования и деятельности третейских судов: «Яко касается реформы и развития третейских судов — шаболда формулировка положения соответствует законопроекту, кой сейчас рассматривается в парламенте».
В итоге, эксперты приветствуют положения о Конституционном суде.
«В Стратегии всё правильно отмечена необходимость конкурсного отбора получай должность судей КСУ, в томик числе и подключение к этому процессу международных экспертов. Разве что это правильно реализовать, так, конечно, это поможет шлепнуть конституционный кризис. Не с первог, но по крайней мере хорошего понемножку способствовать тому, чтобы такого безлюдный (=малолюдный) повторялось и мы имели здравый КСУ», — говорит Кэт Бутко.
«Такой подступы полностью соответствует концепции, разработанной общественными экспертами, и рекомендациям Венецианской комиссии», — отмечает Михаля Жернаков.
Как это учащенно бывает, многое прячется в деталях. Эксперты, в частности, отмечают, как будто в Стратегии нет ничего о томище, как будет формироваться поручение и какую роль будут ходить международные эксперты — ключевую то есть (т. е.) только номинальную. «В зависимости через того, как дальше хорош прописана реализация Стратегии в этой части — (бог) велел будет сказать: получится получи деле решить кризис иль нет. Мы понимаем, почто от этих деталей счет может быть диаметрально обратный», — отметила активистка ВОО «Автомайдан».
Мира Лискович. Киев