Oдним из глaвныx инициaтoрoв измeнeния бюджeтнoгo прaвилa являeтся Минфин. Oснoвнaя цeль кoррeкции зaключaeтся в снижeнии зaвисимoсти бюджeтa oт цeн нa нeфть. Чинoвники увeрeны, чтo этo eдинствeнный мexaнизм, позволяющий снизить восприимчивость нашей экономики от внешних факторов, в первую очередь — цен на рынке «черного золота».
Существующее бюджетное правило отменяется, но сохраняется прогнозируемая цена на нефть в $40 за баррель. С 2018 года ее будут индексировать на 2% ежегодно. Если реальные котировки окажутся выше, то дополнительные доходы направят в Резервный фонд.
По словам сторонника принятия этого документа, депутата-единоросса Андрея Исаева, теперь расходы на ближайшие три года не превысят нефтегазовые доходы. Также останется возможность переводить деньги из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в Резервный фонд для финансирования дефицита бюджета.
Старое бюджетное правило подразумевало, что предельные расходы бюджета равны базовым доходам плюс 1% от ВВП. Теперь этот процент заменяется величиной процентных расходов. По мнению Минфина, с 2020 года в российском бюджете не будет дефицита.
Согласно действующему правилу, базовая цена нефти для расчета сырьевых доходов, которые можно направлять на расходы, определяется как среднегодовая цена нефти за пятилетний период. Сверхдоходы от превышения реальной цены над базовой (сейчас котировки барреля колеблются около отметки в $50, что на $10 выше планового показателя) перечисляются в суверенные фонды. На растущих нефтяных ценах этот механизм работал: в 2015 году расчетная цена сырья составляла примерно $100. Но затем фактическая стоимость барреля снизилась и взамен бюджетного правила ввели инструменты, позволяющие тратить нефтегазовые доходы и резервные фонды на покрытие расходов.
Такие бюджетные трансформации выглядят довольно сомнительными и скорее преследуют цель не совершенствования расходных и доходных частей бюджета, а «бумажного» соответствия его параметров. В прошлом году Резервный фонд нашей страны «похудел» почти в четыре раза — с 3,64 трлн до 972 млрд рублей. Объем ФНБ сократился с 5,23 трлн до 4,36 трлн рублей. Тем самым мы продолжаем проедать накопленные средства. Президент Владимир Путин одобрил поправки в Закон о федеральном бюджете на 2017 год, по которым дефицит бюджета будет снижен до 2,1% ВВП. Вместе с этим растут и затраты — более чем на 360 млрд рублей.
«Государство перекладывает деньги из кармана в карман. Совершенством расходов не пахнет. Дополнительная прибыль тратится на расходы. Резервный фонд и ФНБ не растут. Это усугубляет зависимость от сырьевых доходов и не снижает гнет казны от продажи нефти», — полагает начальник аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергей Суверов.
СПРАВКА «МК»
Госдума также приняла в первом чтении правительственный законопроект об индексации с 2020 года ставок на подакцизные товары на прогнозируемый уровень инфляции в 4%. Главным образом это должно затронуть акцизы на алкоголь и налог на добычу полезных ископаемых. Акцизные ставки в 2018–2019 годах будут установлены на зафиксированном уровне. Акцизы на алкогольную продукцию, которые выросли с 1 января 2017 года, правительство не изменит до конца 2019 года. Также была предоставлена отсрочка повышения акцизов на сигареты — они вырастут не с 1 января 2018 года, как предполагалось, а с 1 июля (то есть после выборов президента), что приведет к бюджетным потерям в 12 млрд рублей.