Маргарита Русецкая: «Русский язык детей портит не Интернет, а родители»


фoтo: Eвгeний Сeмeнoв

Нынeшнee пoкoлeниe стoль сильнo oтличaeтся oт прeдшeствующиx, чтo спeциaлисты зaгoвoрили o явствeннoм мeжпoкoлeнчeскoм рaзрывe: с oднoй стoрoны, «aнaлoгoвыe» дeды с бaбкaми, a тo и мaмы с пaпaми, с другой — «цифровые» дети, отметил декан психфака МГУ им. Ломоносова, вице-президент РАО Юрий Зинченко. И друг друга эти представители разных эпох иногда понимают с трудом: достаточно напомнить, как известную фразу «мальчик в клубе склеил модель» воспринимали еще 30 лет назад и как воспринимают сейчас.

Оно и понятно. «Самая существенная трансформация касается сегодня сферы коммуникаций, а главные изменения последних 10–15 лет связаны с информтехнологиями, которые меняют не только наше поведение, но и наш мозг», — обрисовала ситуацию ректор Государственного института русского языка им. Пушкина Маргарита Русецкая. И Интернет, подчеркнула она, не стоит винить во всех смертных грехах, как зачастую это происходит на деле.

— В частности, не соответствует действительности, что именно Интернет в основном в ответе за «порчу» русского языка. Конечно, когда для быстроты коммуникаций мы пользуемся разными гаджетами, правила русского языка применяются не в полной мере: мы пользуемся сокращениями, упрощениями, смайликами и т.д. Но еще 20 лет назад академик Костомаров предупреждал, что текст, отображенный на дисплее, совсем не тот, что в книге. А сегодня интернет-компетенция наряду с письменной и устной речью реально стала третьим, самостоятельным видом общения. И детям обязательно надо объяснять, что то, что приемлемо в Интернете, невозможно для использования в школе или вузе. Только тогда появление нового вида коммуникаций будет служить расширению наших возможностей.

Неправда и то, что нынешние дети стали меньше читать, считает она. Изменились, причем, по оценке Русецкой, радикально, лишь их восприятие и психологические особенности (правда, добавим, увы, не в лучшую сторону):

— Если у прежних подростков объем оперативной памяти превышал две единицы, то у сегодняшних он намного меньше. Им трудно читать крупные классические литературные произведения, да и вообще чтение для них — большой труд. Кроме того, у них гораздо беднее воображение, чем было у ровесников 20 лет назад.

Впрочем, не это стало причиной зафиксированного специалистами резкого падения грамотности современных учащихся, заверила Русецкая «МК»:

— Одна из причин — искажение информационного поля, в том числе вследствие снижения качества продукции СМИ, сплошь и рядом допускающих по 3–4 ошибки на одну страницу текста. Другая — снижение речевого этикета и культуры в семье, и в первую очередь — исчезновение традиции семейного чтения взрослых и детей. Да подчас сегодняшние дети вообще не видят дома читающих взрослых! Третья — уровень грамотности педагогов. Не дело, если будущий учитель-словесник поступил в педвуз с 63–65 баллами по своему предмету, ведь за 3–4 года обучения в бакалавриате такой студент сможет в лучшем случае ликвидировать собственные пробелы в школьном образовании. Наконец, повышенной речевой культурой не отличаются и представители крупных госкорпораций и даже некоторые госслужащие. Зачастую они несут в языковую среду как грамматические, так и лексические ошибки.

Кроме того, по словам специалиста, назрела необходимость разработки принципиально новых учебных материалов для школьников: «Большинство нынешних, бумажных пособий неэффективно и неадекватно для современных детей. Ребятам крайне трудно воспринимать содержание новых тем из-за слишком большого объема текста, расположенного на одной странице, слишком мелкого шрифта и неподходящих иллюстраций. Да они вообще, как подтвердили последние исследования, гораздо лучше воспринимают текст с дисплеев, чем со страниц книг!».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.