Зaмeститeль прeдсeдaтeля Кoмитeтa Гoсдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный прокомментировал законодательную инициативу Правительства РФ по смягчению требований к народным дружинникам.
«Запрос общества на безопасную среду, в рамках развития института народных дружин, приобретает с каждым годом все большую актуальность.
Несмотря на то, что ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» был принят несколько лет назад (в 2014г.), желающих реализовать свой правоохранительных потенциал становиться все больше и больше. Сегодня в России насчитывается более 45 тысяч общественных организаций правоохранительной направленности, которые объединяют примерно
450 тысяч наших граждан.
Только с участием народных дружинников ежегодно органами правопорядка раскрывается около 30 тысяч преступлений, задерживается примерно 300 тысяч правонарушителей, а главное – предотвращается, выявляется до 450 тысяч правонарушений.
Сегодня речь идет о том, чтобы законодательно смягчить требования на вступление в ряды народных дружин тех граждан, кто привлечен к ответственности за административные правонарушения. А именно – предлагается разрешить быть народным дружинником тем из них, кто был привлечен к административной ответственности за совершение непредумышленного правонарушения. Таким образом, по данному критерию, требования на принятие в народные дружины будут уравнены с требованиями на поступление наших граждан в органы внутренних дел.
При этом важно подчеркнуть, что народные дружинники – это наши граждане с явно выраженным правоохранительным потенциалом. Они проходят строгий отбор, проверяются по полицейским базам данных, и имеют право участвовать в охране общественного порядка только после внесения в соответствующих реестр, и деятельность которых, фактически, осуществляется с тесной взаимодействии как с органами власти на местах, так и с органами правопорядка.
При этом, в настоящее время, для граждан, поступающих в народные дружины, закон устанавливает более суровые критерии, нежели для приема на службу в полиции. Хотя дружинники не обладают и не будут обладать равными полномочиями с полицейскими. Так, они не имеют права требовать предъявить документы, для удостоверения личности, или попросить пройти в участок, тем более – задерживать, допрашивать или обыскивать граждан.
Дружины имеют право в пределах своей территории информировать полицию о правонарушениях и угрозах их совершения, содействовать силовикам в охране общественного порядка и оказывать первую помощь пострадавшим. При этом применить физическую силу к правонарушителю дружинник может только в порядке самообороны и для «устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам».
В этой связи законодательное послабление к кандидатам в народные дружинники представляется логичным и правильным. Здесь по определению не может быть граждан, которые неуважительно относились бы к закону, пытались бы каким-то образом воспользоваться своим положением. Это невозможно в силу того, что народные дружинники не обладают не только никакими особыми полномочиями, но и не имеют никакой выгоды: здесь нет зарплаты, преференций, коммерческих возможностей… В дружину идут именно те, кто искренне хотел бы помочь полиции и сделать нашу жить комфортной, а главное – безопасной; кто не на словах, а на деле желает реализовать свой правоохранительный потенциал на благо общества», — сказал Анатолий Выборный.