Эксперты настаивают на принятии нового закона о туризме

Eкaтeринa Дoбрикoвa

Evgeny Atamanenko /   Shutterstock.com

Нeoбxoдимoсть сoздaния принципиaльнo нoвoгo зaкoнa o туризме назрела уже давно. Об этом вчера в ОП РФ во время «нулевого чтения» одного из законопроектов1, регулирующих туристскую деятельность, заявил заместитель председателя Общественного совета при Ростуризме, председатель региональной общественной организации «Клуб защиты прав туриста» Дмитрий Давыденко. Если действующий закон затрагивает в основном выездной туристический поток, то новый акт, по его мнению, должен распространяться также на въездной и внутренний потоки. «Огромное количество вопросов до сих пор либо не разрешены, либо регулируются на уровне подзаконных актов, поэтому нужен консолидированный большой закон, который регулировал бы всю туристическую отрасль, включая, в том числе, организацию чартерных перевозок, перевозку туристов водным транспортом и другие аспекты», – пояснил эксперт. Согласен с этим и председатель Совета Ассоциации содействия Русско-Китайскому туризму Юрий Цуркан: «Вопросы регулирования деятельности въездного и внутреннего туризма у нас несколько запущены – здесь очень широкое поле для законотворческой деятельности».

Представленный же законопроект, по мнению экспертов, носит, скорее, уточняющий, технический характер. Документ, в частности, предусматривает дополнительное основание для исключения туроператора из единого федерального реестра туроператоров – если он фактически прекратил свою деятельность, поскольку оказался не в состоянии исполнять взятые на себя обязательства (ч. 15 ст. 4.2 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации»; далее – закон о туристической деятельности).

Правомерно ли, что при реализации тура плательщиком за туриста выступили два разных юридических лица? Ответ на этот и другие практические вопросы – в «Базе знаний службы Правового консалтинга« интернет-версии системы ГАРАНТ.   Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Также законопроект устанавливает срок освобождения туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, от финансового обеспечения ответственности и уплаты взносов в фонд персональной ответственности – с начала календарного квартала, следующего за кварталом, в котором размер фонда персональной ответственности достиг максимального размера, до 1 апреля следующего календарного года. Кроме того, подробно регламентирует порядок продления этого срока.

Вместе с тем туристу может быть позволено подавать не только оригиналы, но и копии документов, необходимых для получения страхового возмещения (абз. 2-4 ч. 3 ст. 17.5 закона о туристской деятельности). Данная норма, по замыслу разработчиков законопроекта, призвана помочь туристам в том случае, когда был заключен не один договор страхования, а несколько, что лишает их возможности предоставить оригиналы документов одновременно в несколько страховых компаний. Помимо указанного, документ содержит и ряд других уточнений, касающихся, например, фонда персональной ответственности, резервного фонда, определения объекта страхования ответственности туроператора и других вопросов.

Данную инициативу поддержали как эксперты, так и ОП РФ. «В целом мы поддерживаем этот законопроект, поскольку он направлен на совершенствование правового регулирования туроператорской деятельности, и отмечаем актуальность и своевременность предлагаемых изменений», – подчеркнула председатель комиссии ОП РФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей Елена Сутормина. Однако одновременно с этим она обратила внимание на ряд положений, нуждающихся в доработке.

Так, по мнению экспертов ОП РФ, законопроект лишает конечного потребителя туристских услуг дополнительных гарантий контроля за выплатой страхового возмещения со стороны органов госвласти. Речь идет о предложении признать утратившей силу норму, в соответствии с которой страховщик или гарант не позднее 15 календарных дней со дня выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплаты денежной суммы по банковской гарантии обязаны представить сведения о произведенных выплатах в Ростуризм (ч. 6 ст. 17.4 закона о туристской деятельности). «Законопроект предусматривает изменения в ч. 7 ст. 4.2 закона о туристской деятельности, согласно которым основанием для отказа во внесении сведений о туроператорах в реестр является предоставление не только недостоверных, но и неполных сведений о туроператорах. По мнению общественных экспертов, это может породить правовую неопределенность в вопросе о том, какие именно сведения являются неполными и какова процедура признания вышеуказанных сведений неполными. Данный вопрос подлежит уточнению, на наш взгляд», – отметила Елена Сутормина. Она также упомянула о предложении некоторых экспертов ОП РФ включить в законопроект такие понятия, как «экскурсия», «экскурсионная деятельность», «поход», уточнить механизм оформления обязательных электронных путевок и внести другие изменения. В свою очередь, руководитель Правовой службы Ассоциации туроператоров России Надежда Ефремова выразила надежду, что документ не будет нагружен дополнительными пунктами, которые затянут его рассмотрение. «Не имеющие отношения к законопроекту предложения экспертов мы в рекомендации не включим, чтобы не утяжелять его», – пообещала Сутормина.

Поддержав проект закона, специалисты все же отметили, что предложенных изменений для регулирования всей отрасли в целом недостаточно. «Законопроект не решает вопрос законодательного регулирования в туристкой сфере, которая значительно изменилась с 1996 года, он лишь закрывает некоторые пробелы», – пояснил вице-президент Российского союза туриндустрии, председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма Юрий Барзыкин. Тем самым он присоединился к позиции коллег, настаивающих на принятии отдельного комплексного закона о туризме.  

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.