Add to Flipboard Magazine.
21.10.2017 13:43
Мoсквa, 21 oктября — «Вeсти.Экoнoмикa». Пo дaнным Стaтистичeскoй службы Грeции, в прoшлoм гoду рeгистрaциoнныe нoмeрныe знaки свoиx aвтoмoбилeй сдaли еще 23% владельцев. А по оценкам автодилера «Тойота», 93% местных покупателей приобретают подержанные машины. Греки пытаются экономить, что сказывается на авторынке. Сколько стоит удовольствие передвигаться в Греции на собственной машине и какие виды общественного транспорта популярны, рассказывает Наталья Семиониди..
100 рублей
Столько сегодня стоит литр 95-го бензина в Греции. 85 тыс. руб. — средний месячный заработок семьи, где оба родителя трудоустроены. Позволить себе на семью ранее привычные два автомобиля при существующих ценах на топливо и транспортный налог невозможно. Но один автомобиль — все же необходимость. Городской транспорт даже в столице — Афинах — обслуживает только центральные улицы и главные площади районов.
Последние 4 года самые востребованные марки автомобилей у греков — японские, французские и итальянские. Наиболее популярная площадка купли/продажи — авторынки. Как и в России, в таких местах машину можно купить у непосредственного владельца без переплаты посредникам. Если речь идет о новом автомобиле, то греки обращаются в дилерский центр. Очень востребованы малолитражки на дизеле. Идеальный семейный автомобиль – новый, японской или корейской марки с объемом двигателя не больше 1600 куб. м, на дизельном топливе с ценником 7-8 тыс. евро. На него и самый большой спрос. Ведь цена на новую «полнолитражку» в разы больше: стартует от 15 тыс. евро. Автокредитование в Греции не востребовано из-за кризиса. Поэтому автомобилисты покупают ту машину, на которую накопили денег.
Сэкономив на стоимости автомобиля, водителю предстоит подготовиться к расходам на топливо. 1 литр 95-го бензина стоит 1,45 евро, дизельного топлива – 1,10 евро. Многие переделывают топливную систему своих авто под газ. Ведь стоимость газа – 0,70 цента за литр. Эта тенденция набирает популярность у афинских водителей.
Налог
Ставка транспортного налога зависит от объема двигателя, марки и года выпуска автомобиля. Например, за Hyundai c с объемом 1300 куб. м стребуют 135 евро в год. А вот за Mercedes с объемом 350 отдадите 1200 евро. Эти показатели, по сути, и формируют ситуацию на автомобильном рынке в Греции сегодня. По данным Статистической службы Греции, за последние 4 года только в Афинах сдали регистрационные номерные знаки своих машин до миллиона жителей. Гаражи и паркинги переполнены автомобилями, и они могут безвыездно находиться там годами, но какая значительная экономия семейного бюджета в итоге.
Еще экономят на страховках. «Асфалиия» — единственная в Греции и обязательная страховка. Стоимость составляет 600 евро за период 12 месяцев. Штраф за отсутствие страховки 200 евро, и это — фиксированный тариф. В Греции можно купить страховку на полгода, 2 месяца и даже на 1 неделю. Многие водители так и поступают. Намечают планы, связанные с поездкой в город, распределяют их на 7 дней, покупают страховку на неделю и с чистой совестью отправляются в путь.
Техосмотр
Проходить его надо обязательно один раз в 2 года. Услуги по проведению ТО предоставляет любая частная станция техобслуживания. Тариф — 50 евро. Если с автомобилем все в порядке, водителю выдают талон о технической исправности и специальную карту «кафсеэрио». Она действует один год и подтверждает, что транспортное средство не загрязняет окружающую среду. За отсутствие полагается штраф в 300 евро.
Штрафы.
Тут все, как в России. Есть дорожный патруль и камеры видеонаблюдения. От них водителю и достаются нежелательные квитанции. Вообще, греческое правительство любит исправлять поведение водителей штрафами. Жители вспоминают историю о том, как в 2007 г. по набережной Афин на страшной скоростью «летали» мотоциклисты без шлемов. И было множество аварий с летальным исходом. Городские власти распорядились выписывать штраф в 1200 евро за такое нарушение. В течение трех месяцев ситуация исправилась, и шлемы теперь есть у каждого мотоциклиста. И если уж большие штрафы – это «кнут», то вот и «пряник»: оплатив штраф в течение 10 дней после его выписки, 50% сэкономишь.
Интересно, что в Греции нарушители ПДД чаще мужчины, чем женщины. Традиционно семейный бюджет находится именно в женских руках. Поэтому дам за рулем на дорогах Греции больше, чем мужчин. Все ежедневные дела по хозяйству, отправка детей в сады и школы, оплата счетов в банках, поездки к родне – на женах. Они внимательные и умелые автомобилисты, большие «нелюбители» штрафов. Если муж сел за руль и ему не повезло быть пойманным «с поличным», то он знает: лучше сразу признаться дорожному инспектору в нарушении правил ПДД. Есть большая вероятность, что полицейский пойдет на встречу и выпишет квитанцию на оплату штрафа «подешевле». А вот давать взятки рискованно: такого «щедрого» нарушителя, скорее всего, отправят в участок. У греков есть премии за задержания, и ему выгоднее быть честным, чем брать деньги на дороге.
Парковка
Парковки существуют только в центральной части городов. Потому что именно сюда вынесены госучреждения и офисные здания. Стоимость использования парковочного места на 8 часов составляет 10 евро. Во всех остальных районах парковка автомобиля – бесплатная забота водителя. К примеру, чтобы не перегружать центр города пробками, в Афинах существует правило: автомобили с номерами, заканчивающимися четной цифрой, приезжают по четным дням и только. Нечетные номера едут по нечетным датам. Правило это действительно работало. Хотя многие семьи шли на уловку: приобретали два автомобиля: с четными и нечетными номерами. Сегодня для большинства горожан два автомобиля на семью — непозволительная роскошь. Поэтому правило въезда в центр для четных и нечетных номеров давно уже себя не оправдывает.
Греки крайне редко заботятся о внешнем виде автомобиля. Царапины, вмятины и ржавчина, по их мнению, ремонта не требуют. В попытках припарковаться водители не щадят ни свой, ни соседний автомобили. Права пешеходов не особо уважают, и часто паркуются прямо на тротуарах, которые, кстати, в Греции в ужасном состоянии. Пешеходы в свою очередь часто бывают мстительными и оставляют на автомобилях отметины и царапины. В мастерские автомобилисты едут, если произошли серьезные поломки. Так как кумовство в Греции очень популярно, водители обслуживают свои автомобили у родственников или друзей с автомастерскими. Даже в случае действующей гарантии афинянин поедет к своему мастеру. Так и дешевле, и надежнее. А вот самый популярный лайфхак у греческих водителей на случай заморозков или снега — цепи. Они есть в багажнике каждого уважающего себя автомобилиста. Обмотал колеса — и в путь! Зимняя резина не нужна.
Дороги
Обстоятельство, с которым неизбежно придется столкнуться владельцу автомобиля в Греции, — трассы по всей стране платные. Например, главная дорога страны от Афин до города Салоники, крупнейшего после столицы, обойдется в 45 евро. Такова обязательная расходная часть для владельцев автомобилей. Учитывая то, что страна пребывает в состоянии экономического кризиса последние 8 лет, понятно, почему на дорогах несравнимо мало, с той же Москвой, пробок, а на парковках ночных клубов крайне редко увидишь немецкий, английский или итальянский премиум-класс.
Общественный транспорт
Автобусы и трамваи, которые сейчас обслуживают столицу, привезли из Германии в 2004 г. к Олимпийским играм. Обновления парка с тех пор не проводили. Трамвай очень удобно курсирует вдоль набережной, от пляжей к центру с его Акрополем, музеями и другими достопримечательностями. Автобусы ходят с юга на север и с запада на восток , строго по главным улицам. Билет на одну поездку в трамвае или автобусе стоит 1 евро 40 центов, для детей и пенсионеров — 60 центов. Маршрутные такси, столь популярные в России, в Греции отсутствуют вовсе. А вот такси, напротив, очень востребовано. Есть Uber, местный – Taxibeat, диспетчерские службы такси. Кроме того, можно зарегистрировать ИП, купить специально оборудованную желтую машину такси и по собственному графику выезжать в город на заработки. Этот вид деятельности достаточно популярен в Греции. Машину такси можно купить за 12-17 тыс. евро. Поездка по городу обойдется в среднем в 15 евро. Надбавка к цене за ночной тариф — не больше 10%.
Метрополитен в Греции доступен только жителям и гостям столицы. Это три линии «подземки», тянущиеся от северной к южной части города. Последняя станция метро в Афинах была сдана в эксплуатацию в 2004 г. Власти считают, что трех линий вполне достаточно. Тем более при строительстве каждой новой станции были обнаружены античные подземные города и другие находки. Поэтому рыть туннели под землей больше не хотят: слишком велики затраты на работу археологов.
На поезде можно добраться в любой конец страны меньше чем за сутки. Средняя цена билета эконом-класса не превышает 50 евро. Цена на бизнес-класс достигнет максимум 100 евро. Билет на поезд можно купить в онлайн-режиме на сайте trainose.gr. Морское сообщение между континентальной Грецией и островной тоже очень развито, поскольку у большинства греков есть дачи и так называемые летние дома на островах. Цена билета на паром варьируется от 20 до 300 евро в зависимости от маршрута и уровня комфорта пассажирского места. На ближайшие к Афинам острова, которые так любят посещать туристы и где проводят выходные греки, ходят катера «Летающий дельфин», названные так за компактность и скорость. Цена билета в один конец — 25 евро. Самый большой спрос – на паром: на нем можно машину переправить. И опять возвращаемся к автомобилям: на островах без них никак. Единственной альтернативой будет только ослик.
Наталья Семиониди