Add to Flipboard Magazine.
03.02.2018 11:57
Мoсквa, 2 фeврaля — «Вeсти.Экoнoмикa» Зa 2017 г. Грeция зaкупилa импoртa нa 49 млрд eврo, a сама смогла продать за границу лишь на 28 млрд евро. В связи с затянувшимся кризисом и несоразмерными налогами греческий предприниматель малого и среднего бизнеса за последние 4 года полностью потерял возможность самостоятельно экспортировать свою продукцию. Здесь продвигают импортозамещение и надеются на Россию, рассказывает Наталья Семиониди.
Чем богаты, тем и рады
Когда отношения с Германией испортились окончательно, Греция прекратила закупку продовольствия в странах Западной Европы и перешла на самообеспечение. Это решение правительства дало положительные результаты. Теперь все производители продуктов питания, фермеры Эллады при деле, и 99% своей продукции реализуют внутри своей страны.
В мини- и сетевых супермаркетах видишь на полках только продукты греческого производства. Но, к сожалению, настолько хорошо дела обстоят только в продовольственном сегменте. А что же делать всем остальным, если ответными мерами стран Западной Европы стал отказ от товаров и услуг греческих производителей? Вся надежда — на туристов, которые, возможно, во время отдыха купят шубу, оливковое масло или греческую фету.
Крупных производств как таковых в стране нет. Основной торговый упор идет на туризм, морские перевозки, продовольствие, сельское хозяйство. Другие виды бизнеса, которым греки занимаются, — подспорье для основных видов. Шубы шьют и ювелирное дело развивают для гостей Греции. Мрамор греческий самой стране сейчас не нужен. Кризис заморозил 90% всех строительных проектов.
Оливковое масло – символ страны, но грекам приходится выдерживать жесткую конкуренцию с итальянскими и испанскими производителями. Поскольку эта продукция не является «санкционной», многие греческие фермеры сейчас ищут выходы на российский рынок и готовы платить за продвижение их продукции десятки тысяч евро.
Счастливый случай
Недалеко от Афин в деревне Прасино расположились 7 га старинного оливкового леса, который ежегодно и бесперебойно дает хороший урожай. При нем – небольшая ферма, на которой Анна Скулиду – оливковый фермер в четвертом поколении – производит оливковое масло разных сортов. Ее масло – биологическое. Рецептура и технологии еще прадедовские. Например, удобряет почву под оливами только козьим пометом, потому что коза – самое чистое животное и ест только листву с кустов и деревьев, с земли пищу никогда не подберет.
1 литр «биомасла» от Анны в Греции стоит 25 евро. Анну в 2015 г. нашли немцы. И предложили выкупить все ее масло на 5 лет вперед. Госпожа Скулиду с радостью согласилась. Начались поставки. Но каково же было удивление Анны, когда по приезду во Франкфурт она обнаружила в супермаркете на бутылке своего масла ценник — 110 евро за 1 литр! Ведь немцы платили ей всего 40 евро. «Я очень расстроилась. Тогда и поняла, что меня обманули. Ведь этот немецкий заказчик перед заключением контракта настоял на том, чтобы мое масло было сертифицировано пятью международными организациями. Сертификацию я провела за свой счет, и обошлась она в 7 тыс. евро. Когда я вернулась из Франкфурта домой, немедленно приняла решение расторгнуть договор с немецким покупателем», — рассказывает Анна.
Однажды, ожидая своей очереди в банке, Анна познакомилась с русской девушкой, которая посоветовала ей обратиться к блогерам в России. Фермер нашла популярный блог о Греции, оплатила публикацию статьи о своей компании и фотографии продукции. Ровно через неделю раздался первый звонок клиента из России. И уже спустя месяц все масло урожая 2017 г. было продано российским покупателям. «Что бы не происходило в Европе, я теперь застрахована на несколько лет вперед и не завишу от экономики Евросоюза. Мой товар регулярно оплачивают в рублях, и я очень рада, что русским нравится мое масло», — говорит Анна.
Россия окрыляет
В последние годы российский рынок сбыта стал вызывать очень большой интерес у греческих предпринимателей. Несмотря на санкции и напряженные торговые отношения между Россией и Евросоюзом, Эллада, как отдельно взятая страна, смотрит в сторону России с большой надеждой на экономически выгодное сотрудничество и возможность поправить положение.
Неоднократно в частных беседах греки с восторгом высказываются о русском президенте и мечтают, вот бы им такого. К русским туристам особое отношение. По итогам прошлого летнего сезона Россия дала Греции больше всего туристов — порядка 9 млн человек. Все русское пользуется в Греции большой популярностью и спросом. Так, пару лет назад один греческий предприниматель открыл маленькое кафе «Калинка-малинка» в одном из районов Афин. В кафе продаются только русские пирожки, есть доставка. Ежедневно кафе посещает порядка 2700 человек. Спустя всего год владелец открыл в Афинах еще 3 таких же кафе.
Меховые салоны теперь называются «Русская красавица» и «Русская сказка». Модели меховых изделий носят русские женские имена. В Афинах проводят выставки российских художников, дают шоу на льду, а также классический русский балет в разы чаще, чем когда-либо. Маркетинг Греции ориентирован на российский рынок, и курсы изучения русского языка – самое популярное хобби у греков сегодня.
Хотя в списке греческих товаров и услуг, запрещенных к продаже в России, перечислены 80% местных продуктов, жители страны уверены, что зондировать российский рынок нужно именно сейчас. Говорят, если россиянам понравятся греческие продукты, то и санкции снимут. Для греков. Проблемы соседей по Евросоюзу жителей Эллады традиционно не волнуют. В Европе давно уже каждый сам за себя.
Спаси себя сам
Евросоюз сегодня – это союз стран, у которых накопилось множество претензий друг к другу. И долгов. Почти 10 лет кризиса в экономике привели к тому, что все европейские страны ищут сильного экономического партнера вне Евросоюза. Российский рынок, как для Греции, так и для Испании или Франции, — это выигранная лотерея. По политическим соображениям афишировать свое стремление в Россию европейцы не могут. Но по экономическим – просто не видят для себя возможности выжить и прокормить свои семьи.
Как такового алгоритма выхода на российский рынок у местных бизнесменов нет. Они пробуют разные способы: через туристов, знакомых, которые путешествовали по России, русских эмигрантов, проживающих в стране, российское интернет-пространство. Все чаще греки приезжают на российские выставки. Только в 2017 г. их посетили около 18 тыс. граждан Греции. Но помощи от своего государства в вопросах выхода на российский рынок малому и среднему предпринимательству нет. Все, что он может себе позволить на сегодняшний день, – это по бросовой цене сдавать товар крупным, пользующимся поддержкой государства греческим компаниям. Греческие бизнесмены ждут, что «русские братья» примут их, поддержат и наладят масштабные долгосрочные торговые отношения.