фoтo: Дмитрий Кaтoржнoв
«Мы тaк нe дoгoвaривaлись и люди oт нaс этoгo нe ожидали», — два месяца назад сказал президент Путин, обращаясь с ежегодным Посланием к Федеральному собранию.
Эти замечательные слова относились к кадастровой оценке недвижимости, с которой граждане последние три года платят налоги на свои квартиры, дачи, гаражи и земельные участки.
Многие за это время успели заметить, что кадастровая стоимость, в которую государство оценило их собственность, как-то слишком уж высока.
«В реальности оказалось, кадастровая стоимость, которая вроде бы должна соответствовать рыночной, значительно ее превышает», — подтвердил эти наблюдения Путин и поручил народным избранникам исправить несправедливость уже в первой половине 2018 года.
Избранники отреагировали стремительно. В минувший вторник в Госдуму был внесен законопроект «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса РФ».
Читайте материал: Путин поручил изменить оценку кадастровой стоимости: россиян «разведут» иначе
Чтоб разобраться в этих изменениях, надо сначала вспомнить, как рассчитывается налог на квартиры и дома.
Формула незамысловатая. Берется общая площадь. Если это квартира, из нее вычитается 20 кв м. Если дом — вычитается 50 кв.м.
Оставшаяся после вычитания площадь умножается на кадастровую стоимость одного квадратного метра, установленую для строения данного типа, расположенного в данном месте (учитывается район, этаж, удобства, близость к общественному транспорту и т.п.)
Налоговая ставка на квартиры — 0,1%. Соответственно ставке делим полученную сумму на 1000. Это и есть ежегодный налог на данное помещение.
Например, у вас квартира 72 кв.м. в Москве в многоэтажном доме. Кадастровая стоимость одного кв.м — 200 тыс. руб. Вычитаем 20 кв метров из 72. Получается 52. Умножаем на 200 000. Получаем 10 400 000. Делим на 1000. Итог – 10 400. Это налог, который вы ежегодно должны платить за квартиру.
Не мало, прямо скажем.
Налог на недвижимость с кадастровой стоимости начисляется с 2015 года. Не во всех регионах, правда, а только в 28. Но Москва и Московская область входят в их число.
Раньше мы платили налог с инвентаризационной стоимости, она было очень низкой, поэтому налоги выходили копеечными. Когда решено было начислять налоги на недвижимость с кадастровой стоимости, власти решили поднимать их постепенно, чтоб для граждан они не стали слишком большим ударом. В первый год, как был введен налог с кадастровой стоимости, пусть платят только 20% от суммы (в нашем случае 2 080 руб). Во вторый 40%, в третий уже 60%, в четвертый 80%, ну и в пятый год наконец полную сумму.
Законопроект, внесенный депутатами по поручению Путина, снижает темпы роста. Первые три года налог растет на 20% в год, а после того, как достигает 60% от полного объема, его разрешается повышать не больше, чем на 10% в год.
Если новый закон не примут, мы в 2018 году будем платить налог на недвижимость за 2017 год в размере 80% от его полного объема. А если примут, будем платить 70%.
80% тоже, конечно, будем платить, но немножко позже — в 2019-м. В 2020-м будет платить 90%, ну а в 2021 уже 100%.
Фактически это означает, что введение налога на недвижимость растягивается не на пять лет, как планировалось в начале, а на семь. Только и всего.
Гора таким образом родила хорошую, толстую мышь. И не одну. В законопроекте об изменениях в Налоговый кодекс заложено еще несколько симпатичных мышей, слегка улучшающих положение налогоплательщиков-владельцев недвижимости.
1) Если в течение года изменились качественные и количественные характеристики недвижимости (например, уменьшилась площадь или изменилось назначение), налог начисляется пропорционально изменениям. Скажем, в июле вы продали половину участка. Вам начислят налог за весь участок с января по июль, а с августа будут начислять за половину.
Это справедливо – в отличие от ныне действующего порядка. Сейчас начисляется единый налог за весь год, в течение которого произошли изменения. На сумме налога они отражаются уже только в следующем году.
2) Если в течение трех предыдущих лет вы исправно платили налог, указанный в ваших налоговых извещениях, с вас теперь не смогут потребовать доплаты на том основании, что в извещениях были ошибки.
Если, например, площадь вашего участка в данных Росреестра значилась, как 10 соток и с вас брали за 10 соток, а у вас на самом деле 15 соток, с вас не потребуют доплаты за три года на эти неучтенные 5 соток.
Сейчас такие вероломные перерасчеты делаются. Но после принятия законопроекта пересчитывать уплаченный налог разрешено будет только в сторону уменьшения. То есть если вам считали налог на 20 соток, а у вас 15, вам его пересчитают за три года и то лишнее, что вы заплатили, вернут.
3) Если вам удалось оспорить кадастровую стоимость своей недвижимости, то по новому закону вам пересчитают налог за все те годы, когда вы его платили по ошибочной стоимости.
Скажем, ваш участок оценили в 1 млн.руб., и вы в 2015-м и 2016-м году платили с этой стоимости налог, а в 2017-м подали заявление об оспаривании кадастровой стоимости. И – удалось, оспорили. Кадастровую стоимость участка вам снизили до 400 тыс.
По действующим правилам налог с оспоренной стоимости начинает взиматься с того года, когда вы подали заявление – в нашем случае с 2017-го. А по новому закону налог вам должны будут пересчитать за все годы, когда вы его платили с ошибочной стоимости – то есть за 2015-й и 2016-й – и опять же вернуть лишнее.
Это единственный пункт законопроекта, который хотя бы опосредованно касается больной проблемы, о которой говорил Путин в Послании Федеральному собранию – массовому завышению кадастровой оценки недвижимости и ее несоответствию рыночной стоимости, по которой недвижимость реально можно продать.
Больше про эту больную проблему в законопроекте ничего нет.
Никаких свежих идей насчет того, чтоб оценивать недвижимость адекватно рынку. А не так, как выгодно местным властям.
Путин, получается, говорил про одно, а народные избранники разработали законопроект про другое.
Про близкое. Но – не про то.
В этой связи уместно, наверно, еще раз повторить слова президента: «Мы так не договаривались».
Хотя кто их знает, о чем они договаривались.