Экономист: Белорусское конвейерное производство обречено на смерть

Истoчник мaтeриaлa:
Tut.by

У   Бeлaруси срaвнитeльнo нeплoxиe пoкaзaтeли экспoртa, а   удельный вес национальной добавленной стоимости в   экспорте выше, чем во   многих странах Европы. Однако этот показатель не   отражает реальной ситуации.



Фото: Александр Чугуев, TUT.BY

—   Дьявол кроется в   деталях. В   структуре экспорта основная добавленная стоимость приходится на   поставки сырья, машин и   оборудования,   — сообщила на   «Кастрычнiцкім эканамiчным форуме» научный директор Исследовательского цента ИПМ Ирина Точицкая.


Такая структура, по   мнению экспертов, несет большие риски для белорусского экспорта в   будущем.



Лилипуты в   стране великанов

—   У   белорусской обработки и   машиностроения высокая добавленная стоимость. В   теории Беларусь могла   бы за   счет них добавить в   росте ВВП, но   на   практике это сейчас уже практически нереально,   — считает главный экономист «ПФ   Капитал» Евгений Надоршин.


Среди основных торговых партнеров Беларуси нет стран, у   которых был   бы очень высокий экономический рост и   не   было   бы избыточных мощностей в   сегментах, на   которые хотели   бы выйти белорусские экспортеры. В   подавляющем большинстве случаев белорусский экспорт ждет очень серьезная конкуренция. Причем не   всегда честная.


—   Посмотрите, что происходит вокруг   — торговые войны, санкции, пошлины. Почти весь мир занят чем угодно, только не   налаживанием торговых связей. Конкуренция последнее время происходит на   уровне ограничений, регулирования и   лозунгов «покупай национальное»,   — рассказывает эксперт.


Малоэффективны и   попытки стимулирования экспорта государством. Льготные кредиты, предоставляемые покупателям белорусской продукции, в   Европе не   востребованы, признает председатель Правления Банка развития Республики Беларуси Андрей Жишкевич.


—   У   импортера в   ЕС нет потребности в   нашем экспортном кредитовании. Процентные ставки, которые очень выгодны на   внутреннем рынке, на   европейском   — являются стандартными,   — говорит глава Банка развития.


Однако основной причиной снижения конкурентоспособности белорусского экспорта является происходящий в   мире технологический прорыв.


—   БелАЗы в   том виде, как есть сейчас, уже не   очень-то и   нужны. Есть модульные беспилотные карьерные самосвалы, которые состыковываются, как вагоны в   поезде в   зависимости от   характера выполняемых работ, -рассказывает Евгений Надоршин.


При этом современные технологии радикально меняют производственный ландшафт.


—   Tesla всего за   9 месяцев построила завод в   Китае, и   объемы, которые там будут производиться, нам и   не   снились. Мы   просто лилипуты по   сравнению с   нынешними гигантами машиностроения,   — говорит эксперт.


Аналогично выглядит ситуация и   с   абсолютным большинством иной белорусской техники и   оборудования.


—   Белорусское конвейерное производство обречено на   смерть. И   это произойдет уже в   ближайшие годы,   — считает Евгений Надоршин.



Шанс для белорусского экспорта

В   то   же время белорусские предприятия еще можно сохранить, если перепрофилируются на   узкую специализацию.


—   Спрос на   малосерийный, штучный продукт сохранится. У   него есть шанс занять свою нишу на   мировом рынке. Но   для этого нужна радикальная перестройка управленческого сознания, гибкость и   свобода в   принятии решений,   — считает экономист «ПФ   Капитал».


С   ним согласна и   научный директор Исследовательского цента ИПМ.


—   Мы   не   готовы к   современным вызовам и   слишком мало уделяем внимания тому, что в   мире меняются подходы, бизнес-модели, а   советские способы управления уже не   работают,   — говорит Ирина Точицкая.


Основные возможности для роста белорусского экспорта Евгений Надоршин видит в   наращивании предоставления медицинских, логистических, IT   и   прочих услуг.


—   Не   надо упираться в   торговлю товарами. Чтобы быть современной страной в   современном мире, необходимо наращивать экспорт услуг. Это то, чем сегодня растут мировые рынки и   то, что пока еще в   дефиците,   — убежден эксперт.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.