Вaлeрия Зeнoвинa
kram9 / Shutterstock.com
«Пoчти eдинoдушнo экспeрты трeбуют нaчaть прaктичeскoe льгoтнoe крeдитoвaниe oргaнизaций и ИП, oсущeствляющиx пeрвичную и пoслeдующую пeрeрaбoтку сeльxoзпрoдукции. Сooтвeтствующиe юридичeскиe вoзмoжнoсти пoявились блaгoдaря измeнeнию, внeсeннoму в зaкoн o сeльскoм xoзяйствe eщe в декабре 2014 года, но для его исполнения ни в госпрограмме, ни в бюджете нет ни одного рубля», – заявил первый заместитель Председателя Совета Федерации Николай Федоров в ходе заседания в верхней палате российского парламента.
Проблема финансирования льготных кредитов со стороны государства – не единственная, многим фермерам такие кредиты просто недоступны. Ссылаясь в том числе на данные Минсельхоза России, временно исполняющий обязанности директора Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова Александр Петриков рассказал, что в 2016 году льготные кредиты получили 10,6% сельхозорганизаций и около 3% фермеров. Это может быть связано в том числе с тем, что фермеры не имеют залоговой базы для оформления кредитного договора в банке. По мнению председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаила Щетинина, речь идет о большинстве сельхозтоваропроизводителей, а особенно о тех, которые не занимаются животноводством.
В связи с этим, по словам сенатора, государству необходимо определить, по каким видам задолженности и на какой срок нужно давать отсрочку по выплате кредитов, как поступать с начисленными процентами, штрафами и пенями и можно ли часть из них вообще списать. К этой работе могут быть привлечены органы власти, крупные федеральные банки и региональные банковские структуры.
Это не единственная предлагаемая для решения проблемы мера. В проекте решения Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации отмечается необходимость разработать целый комплекс мер по совершенствованию механизма льготного кредитования (текст проекта находится в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ). В частности, предлагается повысить роль регионов в реализации льготного кредитования и предоставить им право определять лимиты на одного заемщика. Не исключено, что они также будут вправе определять долю лимитов, направляемых малым формам хозяйствования (не ниже доли, производимой ими продукции). Ожидается, что выборку лимитов не будут осуществлять только крупные заемщики, напротив, планируется установить ограничения для них.
К числу других факторов, препятствующих развитию сельского хозяйства в целом, эксперты относят недостаточное развитие кооперации. «Государство может и должно помочь кооператорам организационно объединиться. Сельское хозяйство без кооперации, как показывает мировой опыт, не имеет должной перспективы для конкурентоспособности», – подчеркнул Николай Федоров. По данным членов Совета Федерации, сегодня кооперативное движение развивается крайне медленно, и только около 1% услуг сельскохозяйственной отрасли оказывается кооперативами. К причинам этого специалисты относят и несовершенство законодательной базы, и противоречивость существующих мер регулирования.
В проекте решения также указано, что парламент подготовит предложения по изменению действующего законодательства для создания условий развития сельскохозяйственной кооперации. Александр Петриков порекомендовал при этом учесть, что сегодня господдержка направлена лишь на отдельные кооперативы, но государство не помогает инфраструктуре кооперативов в целом. Он отметил, что в числе прочего должны быть созданы федеральный фонд финансовой помощи кооперативам, информационно-консультационная сеть, поддерживаемая из федерального центра, а также специальные центры повышения квалификации для кооперативных кадров.
Эксперт также считает необходимым смягчить ответственность для регионов за недостижение сельскохозяйственных показателей, прописываемых в ежегодных соглашениях с Минсельхозом России. «Разве можно в аграрной отрасли добиться точного определения и выполнения годовых планов?», – задался вопросом Александр Петриков. Он заключил, что сегодня нет объективной основы для санкций лишь на основе ежегодных показателей, логичнее было бы учитывать более продолжительный период – три года или пять лет.
Отметим, что вопросы повышения эффективности господдержки агрокомплекса, и в том числе развитие сельскохозяйственной кооперации были затронуты Президентом РФ Владимиром Путиным в ходе ежегодного послания Федеральному Собранию.