Eкaтeринa Дoбрикoвa
LStockStudio/ Shutterstock.com
Пo дaнным OНФ, oкoлo 38% рeспoндeнтoв oцeнивaют EГЭ положительно. Если такой формат экзамена все же отменят, то реакция общественности, по прогнозам эксперта рабочей группы ОНФ «Образование и Культура», директора фонда «Национальные ресурсы образования» Татьяны Половковой, будет куда более неоднозначной, чем несколько лет назад.
Напомним, что 16 марта группа депутатов внесла в Госдуму законопроект1 об отмене ЕГЭ. Авторы инициативы предлагают заменить этот формат на существовавшую ранее систему государственных экзаменов. Уточняется, что результаты ЕГЭ, полученные до 1 сентября 2019 года, будут действительны 4 года, следующие за годом получения результатов, и могут быть приняты вузом в качестве вступительных испытаний. В своей пояснительной записке разработчики законопроекта назвали действующую форму экзамена неэффективной. Прежде всего, это связано с тем, что ЕГЭ изначально вводился в целях снижения коррупционной составляющей, а также обеспечения эффективной и беспристрастной проверки знаний выпускников, но эта цель так и не была достигнута, уверены депутаты. Кроме того, они обратили внимание на то, что подготовка к экзамену требует значительных расходов как от государства, так и от родителей учащихся (на оплату услуг репетиторов и др.). «Многие школы, особенно в регионах, не имеют возможности качественно подготовить учеников для сдачи ЕГЭ. При этом вместо того, чтобы полноценно изучать программу по всем предметам, ученики ориентируются на сдачу 3-4 экзаменов. Более того, действующая система неэффективна с точки зрения вузов, многие из которых устанавливают дополнительные испытания при поступлении, тем самым нивелируя универсальность подхода к ЕГЭ», – рассказал вчера на пресс-конференции ИА «НСН» один из разработчиков документа, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов. Возвращение к государственным экзаменам по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, по мнению авторов проекта, позволит лучше готовить школьников к выпускным испытаниям и, как следствие, проводить более качественный отбор в вузы.
О том, куда следует обращаться, если экзаменуемый не согласен с удалением его с экзамена, узнайте из материала «Правила проведения ГИА (ЕГЭ)» в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ
Однако далеко не все специалисты разделяют такую точку зрения. Так, первый заместитель председателя Комиссии по науке и образованию ОП РФ Людмила Дудова выступила за сохранение ЕГЭ. «Ни одна форма экзамена не может быть идеальна. Ни один экзамен, в какой бы форме он ни проводился, не может дать представления о полноте полученных знаний. Но ЕГЭ имеет огромный социальный эффект: у детей из разных уголков нашей страны есть возможность получить баллы, которые позволят им без лишних материальных затрат поступить в вузы в любой точке России», – заметила она. Кроме того, по ее словам, за все время существования ЕГЭ претерпел такие кардинальные изменения, что он, за исключением самой технологии его проведения, уже мало отличается от существовавших ранее экзаменов в традиционной форме. Вместе с тем эксперт добавила, что сам формат продолжает развиваться, повышается качество сдачи экзамена, снижается количество обращений на горячую линию ОП РФ.
Также поддерживая формат ЕГЭ, Татьяна Половкова отметила необходимость его совершенствования: «Технически содержательной и проработанной альтернативы сейчас нет, но это не значит, что не нужно в этом направлении работать. Но на сегодняшний момент имеет смысл обсуждать трансформацию, а не отмену ЕГЭ». В качестве одного из предложений она назвала предоставление ученикам права на неоднократную сдачу экзамена. «У ребенка должна быть возможность два-три раза в год прийти и сдать экзамен в специальном центре, чтобы он не думал, что у него есть всего одна попытка», – объяснила эксперт. Сейчас, по общему правилу, повторно к сдаче экзаменов допускаются ученики, получившие неудовлетворительный результат по одному из обязательных учебных предметов (п. 33 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования). «Совершенно точно надо предусмотреть такую возможность и для других детей, если вдруг им кажется, что полученный балл не отвечает их ожиданиям», – согласилась с коллегой Людмила Дудова.
Говоря о совершенствовании текущей системы, Борис Чернышов предложил либо дать всем вузам возможность проводить свои внутренние испытания, либо не позволять этого никому. «Должна быть универсальность», – подчеркнул он.
Помимо этого, специалисты обратили внимание на низкий уровень подготовки педагогов. Дудова прямо заявила, что такая проблема действительно существует: «Есть вопрос к педагогическому сообществу, которое должно выполнять требования федеральных государственных стандартов и примерных рабочих программ, которые являются базой для разработки заданий». Эту проблему, безусловно, необходимо решить как можно скорее и эффективнее, и работа с педагогами, по словам представителя ОП РФ, уже ведется.
В конечном итоге формат ЕГЭ должен будет, как считают эксперты, включить в себя разные формы экзаменов и способы оценки учеников. «Речь идет о том, чтобы расширить перечень достижений детей, представленных в портфолио, включив в него достижения в области профессиональных, спортивных соревнований, научных достижений. Не стоит забывать и о результатах побед на олимпиадах», – уточнила Людмила Дудова. «Мы должны предоставлять альтернативу, – поддержал Борис Чернышов. – Ребенку очень важно понимать, что есть страховочные варианты. Это было бы правильно, потому что тогда мы смотрели бы не только на человека, который сдал экзамен, но еще и на человека с активной жизненной позицией». Одновременно с этим депутат указал, что критерии проверки должны быть ясными для всех, оценка должна даваться интеллекту ученика. «Пока у нас все вразнобой. Есть ЕГЭ, а есть еще множество дополнительных возможностей, к которым каждый год возникают вопросы. Да, мы идем по пути улучшения, за эти годы многое сделано: и для улучшения прозрачности, и для оценки результатов аттестации. Но люди все равно боятся ЕГЭ», – подытожил Чернышов.
Ко второму чтению депутат обещал рассмотреть все замечания и предложения и поработать с экспертным сообществом с тем, чтобы выработать максимально качественный итоговый текст законопроекта, который нашел бы поддержку как со стороны специалистов, так и со стороны общественности.
______________________________
1 С текстом законопроекта № 416282-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.