Готовы ли белорусы воевать и секретный нейтралитет Лукашенко

Истoчник мaтeриaлa:
Tut.by

Зaкoн oб   oтсрoчкax oт   вoeннoй службы вызывaeт мнoгo сoмнeний и   вoзрaжeний. Eдвa   ли нe   бoльшe иx вызывaют объяснения, данные президентом Александром Лукашенко, зачем нужно сокращать эти отсрочки.


Юрий Дракохруст, обозреватель белорусской службы «Радио Свобода». Кандидат физико-математических наук. Автор книг «Акценты свободы» (2009) и   «Семь тощих лет» (2014). Лауреат премии Белорусской ассоциации журналистов за   1996 год. Журналистское кредо: не   плакать, не   смеяться, а   понимать.


Блог Юрия Дракохруста на   сайте «Радио Свобода»



Согласно его объяснению, есть три пути: или просить об   защите НАТО (чего он   лично не   хочет), или надеяться на   российскую оборону, а   для этого нужно идти в   Россию (чего не   хочет ни   президент, ни   большинство критиков «закона об   отсрочках»), или самостоятельно крепить свою оборону, а   для этого армии нужно больше солдат.


Рассказ про выбор между НАТО, Россией и   самостоятельным строительством обороны   — классический прием ораторского искусства: когда желательный оратору вариант предстает как золотая середина между двумя неприемлемыми крайностями.


Только в   данном случае все немножко (или множко) не   так, по   крайней мере, насчет натовской Сциллы и   российской Харибды. Страны НАТО, хоть и   надеются на   гарантии конкретно США, однако и   сами крепят свою оборону.


Соседняя Литва уже давно состоит в   НАТО, однако несколько лет назад восстановила воинский призыв. Среди стран НАТО идут споры насчет военных расходов, президент США Трамп настаивает на   выполнении обязательства каждой стране альянса выделять на   оборону не   менее 2% ВВП. Не   все это выполняют, но   многие стремятся. Кстати, Литва этот норматив уже выполняет.


При этом расходы на   оборону ненатовской Беларуси   — в районе 1% от   ВВП. Так какая альтернатива собственному военному строительству членство в   НАТО? НАТО, в   котором можно лежать на   печи и   надеяться, что кто-то защитит в   случае чего   — такого НАТО просто нет на   свете.


А   что касается России, то   действующие соглашения с   ней, в   частности, договор ОДКБ прямо предусматривает, что страна-участница рассматривает нападение на   территорию любой другой страны-участницы, как нападение на   всех участниц договора (статья 4). И   этому нападению на   союзника страны-участницы обязуются противодействовать всеми, в   том числе и   военными, средствами.


И   какие дополнительные, по   сравнению с   этим обязательством, оборонительные возможности Беларуси, белорусам, дало   бы слияние с   Россией? Никаких. Россия и   сейчас обязуется защищать территорию союзной независимой Беларуси как суверенную территорию   РФ.


Думаю, что Лукашенко все это знает   — и   про НАТО, и   про Литву, и   про договор ОДКБ. Но   для красного словца чего не   скажешь.


Но   есть и   другая причина. Судя по   всему, давление России по   поводу «углубления интеграции» не   снижается. Объявлено, что очередной раунд переговоров по   этому поводу на   высшем уровне состоится 18   июля в   Санкт-Петербурге, на   форуме регионов Беларуси и   России. В поздравлении Лукашенко и   белорусам по   поводу 3   июля Кремль также помянул «взаимовыгодные интеграционные процессы в   рамках Союзного государства и   на   евразийском пространстве». В   Москве об   этом не   забывают.


И   Лукашенко и   отреагировал на   эту памятливость союзников, лишний раз припомнив со   своей стороны, что у   интеграции должны быть достаточно узкие границы.


В   более широком смысле модель военного строительства, описанная им   — это модель фактического нейтралитета. В   которой природа обоих военных союзов   — и   с   НАТО, и   с   Россией, описана с   изрядной долей лукавства и   упрощения. Но   важнее направление мысли   — что от   союзов в   принципе стоит держаться подальше. В   идеале.


В   чем президент прав, так это в   том, что настоящий нейтралитет на   самом деле стоит дорого. Вопрос в   том, какой именно платы он   требует в   белорусских условиях: фигурально говоря, платы кровью или деньгами.


Военное ведомство рассуждает по-своему, с   ведомственной точки зрения, логично. Армии не   хватает солдат, надо их   взять там, где они потенциально есть.



Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Но, возможно, стоит посмотреть на   ситуацию шире, с   учетом иных факторов.


Белорусская власть стремится построить IT-страну. Основа для этого   — по   большому счету не   только и   не   столько хитроумные схемы ПВТ, сколько белорусские мозги. Как оказывается, не   самые худшие.


Ну, а   если они такие умные, то   почему строем не   ходят? В   смысле почему   бы им и   не   послужить, чем они лучше других белорусов, почему для них делать исключения, давать им   поблажки?


Ну, а   зачем ПВТ давать налоговые и   иные поблажки? Можно не   давать. Но   тогда могут возникнуть проблемы с   IT-страной.


Так и   IT-люди   — пусть послужат и   потом пусть двигают отрасль. Может так и   получится. Хотя известно, что именно математики, физики, наиболее эффективны в   молодости, именно в   молодости они добиваются самых крутых достижений в   своей карьере. Год в   армии   — это минус год недолгого периода творческого цветения.


Ну   и   чисто практически   — перспектива одеть солдатские сапоги может побудить многих будущих айтишников просто поехать учиться за   границу и   строить тамошние ІТ-страны.


Ясно, что все не   уедут, ясно, что кто-то и   отслужит и   будет новым Кислым или Гурским. А   кто-то просто уедет. IT-страна или сокращение отсрочек от   армии   — можно сделать любой выбор, но   это именно выбор.


Военные люди его делать не   должны, они отвечают за   свою работу. Но   общество в   целом и   власть должны именно выбирать, понимая, что теряют при альтернативе.


Ну   и   еще об   одном моменте стоит упомянуть. СМИ широко цитировали данные опроса ИПМ, согласно которым 85,6% белорусов готовы сражаться за   свою страну, если случится война.


Однако такой заоблачный уровень готовности воевать, который получился в   опросе, вызывает серьезные сомнения. Согласно данным опросов НИСЭПИ в   2013—2015 годах сопротивляться с   оружием в   руках вторжению хоть с   Востока, хотя с   Запада были готовы 20−25%.


Еще более убедительным опровержением данных опроса ИПМ представляется опрос международной службы Геллапа WIN/Gallup International Association, проведенный в   65 странах в   2015 году (стр. 284).


Согласно этому опросу готовность воевать за   свою страну на   уровне 80% и   более демонстрировали такие страны, как Марокко, Пакистан, Вьетнам. Ну, а   Европа: в   Польше были готовы воевать за   свою страну   — 47%, в   Великобритании   — 27%, в   Германии   — 18%. В   разгар фактической войны между Россией и   Украиной, в   год боев за   Дебальцево, в   России готовность воевать составляла 59%, в   Украине   — 62%. Можно   ли представить себе, что через пару лет мирные и   очевидно боящиеся белорусы продемонстрируют неустрашимость мароканцев или пакистанцев? В   это очень слабо верится.


Представляется, что на   самом деле готовность белорусов воевать сейчас может и   повыше, чем в   опросах НИСЭПИ 2013−2015 годов, но   и   сильно пониже, чем в   опросе ИПМ.


А   это имеет прямое отношение к   закону об   отсрочках. Тон объяснений Александра Лукашенко свидетельствовал о   том, что он   осознает, насколько острым является вопрос для общества, сколь сильную отрицательную реакцию вызывают предложения министерства обороны.


Девять голосов «против» в   Палате представителей   — это также весьма убедительный показатель с   учетом специфичного характера, скажем так, этого учреждения в   Беларуси. Будь белорусы столь   же боевиты, как пакистанцы или азербайджанцы, может новации с   сокращением отсрочек были   бы приняты обществом спокойно. Но   белорусы   — не   пакистанцы, и   даже не   россияне и   не   украинцы.


Поэтому и   реакция не   очень спокойная. И   не   только блогеров и   «диванных» активистов. А   общества. Кстати, в   воюющей Украине сокращать отсрочки в   голову не приходило. То   же   касается и   России с   ее   гибридными и негибридными войнами. Возможно, военные и   в   РФ, и   в   Украине тоже хотели   бы, чтобы отсрочек от   службы было поменьше. И   в   воюющих странах аргументы за   это по   идее звучат более убедительно, чем в   невоюющих.


Но   на   то в   Украине и   в   России есть политическое руководство, которое принимает во   внимание не   только соображения военных.


В   этом смысле и   в   Беларуси в   год выборов (при всей отечественной особенности этой процедуры) вряд   ли стоит лишний раз злить людей.


Между тем перспектива нейтралитета, на   которую намекнул президент, и   правда ставит вопрос о   цене независимости, в   том числе и   военной. Возможно, ответ заключается в   увеличении расходов на   оборону, а   не в   увеличении «налога кровью».



Мнение авторов может не   совпадать с   точкой зрения редакции.


 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.