И точка в нефтяных переговорах. Зачем Лукашенко улетел в Душанбе

В   Тaджикистaнe в   пятницу, 28   сeнтября, сoстoится встрeчa лидeрoв стрaн СНГ. Нo   для Бeлaруси визит главы государства в   Душанбе интересен в   первую очередь ожидаемой точкой в   торге с   Москвой по   нефтяному вопросу, несмотря на то, что   двусторонняя встреча Александра Лукашенко и Владимира Путина не запланирована.



Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

В   повестке заседания Совета глав государств   — членов СНГ заявлены переговоры глав государств в   узком и   расширенном форматах. На   них, как сообщает пресс-служба главы государства, президенты обсудят вопросы политического взаимодействия, дальнейшее развитие сотрудничества в   культурно-гуманитарных областях и   в   сфере безопасности. Во   время заседания также будет рассмотрено совершенствование правового и   организационно-кадрового обеспечения деятельности СНГ.


Ожидается, что на   полях саммита Александр Лукашенко проведет ряд встреч и   переговоров с   зарубежными лидерами.


Во   время визита президента в   Душанбе запланированы и   двусторонние белорусско-таджикские мероприятия. Александр Лукашенко и   Эмомали Рахмон обсудят сотрудничество двух стран в   различных отраслях и   ознакомятся с   реализацией достигнутых ранее договоренностей.


Ранее сам Лукашенко обозначал еще одну задачу: окончательно согласовать с   президентом России решение нефтяного спора.  


В   частности, в   ходе недавнего совещания по   итогам встречи с   Путиным в   Сочи Лукашенко заявил, что Беларусь и   Россия выработали варианты решения вопросов с   «перетаможкой» и   поставкой темных нефтепродуктов.


«Самый главный вопрос, который обсуждался, был связан с   возвратом денежных средств от   „перетаможки“ сырой нефти в   белорусский бюджет. А   также вопрос переработки в   Беларуси темных нефтепродуктов, к   примеру, мазута, который покупался нашими компаниями у   российских, перерабатывался, а   нефтепродукты реализовывались на   белорусском и   зарубежных рынках»,   — отметил президент.


«Это непростой, сложный вопрос. Мы   выработали два варианта и   договорились с   президентом России, что мы   эти два варианта обсудим в   Минске. И   в   Душанбе окончательно согласуем решение этого вопроса»,   — заявил президент.


В   тот   же день состоялся телефонный разговор Александра Лукашенко и   Владимира Путина: президенты обсудили и, как сообщала пресс-служба Лукашенко, нашли решение по   главному вопросу. В   частности, окончательно решен вопрос об   исполнении договоренностей по   поступлению в   бюджет Беларуси средств от   таможенных пошлин за   сырую нефть и   о   расчетах Беларусью за   поставляемый газ.


Некоторые подробности договоренностей уже озвучил посол России в   Беларуси Михаил Бабич. Речь идет о   том, что Россия увеличит объем поставок нефтепродуктов для белорусских перерабатывающих предприятий на   10% уже в   следующем году.


«По   большому счету столько, сколько нужно будет его им   для потребления, столько и   будет поставляться по   итогам совместных переговоров»,   — заверил посол.


А   вот что касается нефтепродуктов, которые после разной степени переработки отправлялись из   Беларуси на   экспорт, то   переговоры по   этому вопросу продолжаются. По   словам Бабича, их   результаты и   объявят президенты России и   Беларуси.


Как сообщал TUT.BY, импортом российских нефтепродуктов занимается всего несколько белорусских компаний, аффилированных с   крупнейшими бизнесменами страны.


Ранее министр энергетики   РФ Александр Новак назвал экспорт российских нефтепродуктов в   Беларусь экономически нецелесообразным. Новак уточнил, что Беларусь полностью обеспечивает себя сама собственными нефтепродуктами, перерабатывая российскую нефть. Российские власти считают, что Беларуси нужно импортировать 100−300 тыс. тонн российских нефтепродуктов в   год, но   никак не   нынешние 2 млн тонн.


Принципиальная позиция Москвы была обусловлена «увеличением реэкспортных поставок российских нефтепродуктов и   СУГ в   страны Балтии и   Украину», что приносит белорусскому бюджету дополнительные доходы, а   российскому   — потери. Поэтому с   осени предлагалось ввести индикативный баланс поставок нефтепродуктов (бензин, дизтопливо, мазут, СУГ), который белорусская и   российская стороны согласуют до   1   октября. Поставки сверх этих объемов будут запрещены.


Александр Лукашенко реагировал на   упреки в   том, что белорусские компании покупают темные нефтепродукты, мазут и   прочие газойли, и   в   Беларуси перерабатывают и   продают на   внешнем рынке. «Так что здесь нового? Мы   купили товар, за   него заплатили. Точно так металлы покупаем, комплектующие, делаем трактор МТЗ и   продаем. Претензий   же нет. Нет, здесь, как я   говорю, отходы нефтепереработки, которые не   реализуются в   России, компании продали нашим, мы   доработали (нашли технологию), продали, заработали какую-то копейку. „Нет, вы   запретите своим компаниям покупать“. Я   говорю: „Нет, вы   запретите продавать своим компаниям, если вы   считаете, что это незаконно“. „Нет, вы   не   покупайте, вы   запретите, вы   откажитесь и   так далее“. Это нормально? Это не   нормально»,   — сказал президент.

 

Теги: Минск
 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.