Исследование: Железнодорожный транзит тормозит, а пассажиру 30 км по «железке» дешевле поездки в метро

Пeрeстрoйкa oргaнизaциoннoй структуры, рeфoрмирoвaниe тaрифнoй пoлитики и   стратегическое использование цифровых технологий повысят конкурентоспособность железнодорожного сектора в   Беларуси, улучшат качество пассажирских перевозок и   увеличат вклад отрасли в   национальную экономику, говорится в Исследовании железнодорожного транспорта и   логистического сектора Республики Беларусь, проведенном Всемирным банком.



Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

По   данным исследования, за   последнее десятилетие доля железнодорожного транспорта в   транзитных перевозках в   Беларуси сократилась с   35% до   29%.


Отчасти это связано с   изменением политической географии региона и   развитием мощностей российских портов в   Финском заливе. Железная дорога также сталкивается с   растущей конкуренцией со   стороны автомобильного транспорта в   сфере грузовых и   пассажирских перевозок, отмечает старший специалист по   транспортному сектору Всемирного банка Винни Вонг.


«Белорусская железная дорога   — это не   компания в   привычном смысла слова, а   государственное объединение, которое курирует 29 различных организаций   — каждая c   собственной балансовой ведомостью, отчетностью, активами и   процессом принятия решений,   — комментирует глава Представительства Всемирного банка в   Беларуси Алекс Кремер. —   Объединение всех этих структур в   единое государственное предприятие поможет повысить общую эффективность управления сектором и   его конкурентоспособность».


Исследование рекомендует разработку новой стратегии развития Белорусской железной дороги, включающую переоценку активов, изменение методов бухучета, разработку коммерческих стратегий и   бизнес-планов отдельно для пассажирских и   грузовых перевозок. В   отчете также содержится призыв к   стратегическому использованию цифровых технологий для улучшения обслуживания клиентов, повышения операционной эффективности и   поддержки управления инфраструктурой.


В   большинстве случаев цены на   железнодорожные перевозки в   Беларуси регулируются государством. В   то   время как международные пассажирские тарифы увеличились, стоимость региональных и   местных пассажирских перевозок значительно снизилась по   сравнению с   инфляцией и   доходами. В   связи с   этим БелЖД приходится субсидировать пассажирские перевозки за   счет более высоких тарифов на   грузовые, что негативно сказывается на   ее   способности конкурировать с   иностранным компании и   автомобильным грузоперевозкам, отмечает банк.


«Стоимость железнодорожного транспорта настолько низкая, что проезд 30   км по   железной дороге обходится дешевле, чем поездка на   метро в   Минске,   — говорит Винни Вонг. —   Перекрестное субсидирование убыточных пассажирских перевозок за   счет доходов от   грузовых перевозок препятствует критически важным инвестициям в   развитие сети грузоперевозок и   пассажирских сервисов и   даже угрожает финансовой стабильности железной дороги. Вместо того, чтобы обременять грузовые перевозки поддержкой пассажирских, целесообразнее было   бы выработать меры по   увеличению доходов от   пассажирских перевозок, и   — если они являются важной государственной услугой   — субсидировать их   за   счет налогов».


В   качестве важного первого шага в   долгосрочном процессе трансформации железнодорожного сектора Всемирный банк предлагает БелЖД провести анализ рынков и   прогнозов грузовых и   пассажирских перевозок, инвестиционных потребностей и   организационной структуры.

 

Теги: Минск
 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.