фoтo: Нaтaлья Мущинкинa
Бeлoрусский Нaцбaнк будeт испoльзoвaть рoссийскиe рубли для выплaт пo oбязaтeльствaм стрaны, нo из сoстaвa зoлoтoвaлютныx рeзeрвoв иx исключит. В дaльнeйшeм союзное государство будет использовать стандарт Международного валютного фонда, который не рассматривает денежные знаки нашей страны в качестве резервной валюты.
Сейчас объем международных резервов белорусского Нацбанка оценивался в $5,2-5,6 млрд. Минск увеличил с 40% до 50% удельный вес «деревянного» в корзине валют, используемой при расчете курса собственных дензнаков (доля доллара — 30%, евро — 20%). Доля российского рубля в операциях с иностранной валютой на рынке Белоруссии выросла с 16,3% до 18,8%. В экспортных доходах этого государства она уже превышает 40%, тогда как еще в 2015 году не дотягивала до 34%.
По словам директора аналитического департамента «Альпари» Александра Разуваева, все дело в том, что российский рубль так и не стал международной резервной валютой. «Хотя в тучные нулевые годы, когда цены на нефть превышали $100 за баррель, шансы на это, несомненно, были. При этом в странах СНГ, и прежде всего в Беларуси и Казахстане, граждане традиционно рассматривают российский рубль, как объект сбережений наравне с долларом США и евро. Российская экономика остается одной из самых крупных в мире, а наши международные резервы превышают $400 млрд и при удачном развитие событий на сырьевом рынке могут вновь взять платку в пол триллиона. Россия важный игрок на нефтегазовом и оружейном рынке. Однако доверие к рублю у российских партнеров по Евразийскому Союзу было подорвано валютным кризисом конца 2014 года», — рассуждает эксперт. Вполне возможно, что отказ Минска от накоплений в рублях толкнет инвесторов на аналогичные мысли.
Впрочем, как полагают независимые эксперты, в настоящий момент чиновникам необходимо сделать все, чтобы любыми способами воспрепятствовать ослаблению рублевого курса, на чем настаивают многие представители экономического блока правителства — глава Минфина Антон Силуанов, руководители Минэкономразвития и Минсельхоза Максим Орешкин и Александр Ткачев, а также вице-премьер Аркадий Дворкович. Между тем, независимые аналитики считают, что для евразийской интеграции в настоящее время России однозначно нужен сильный рубль. «Наша страна будет экономически и политически интересна, когда долларовые зарплаты россиян значительно превысят белорусские и казахские. Целью экономической интеграции трех наиболее развитых республик Евразийского Союза должен стать валютный союз, то есть появление единой евразийской валюты», — отмечает Александр Разуваев.