Eврoпeйский суд пo прaвaм чeлoвeкa принял рeшeниe удовлетворить жалобу бывшего мэра Рыбинска, экс-директора НПО «Сатурн» Юрия Ласточкина на необоснованно длительное содержание под стражей в период предварительного следствия по уголовному делу.
Ласточкин находился в СИЗО почти два года, срок содержания под стражей ему «однотипно» продлевали Кировский районный суд Рыбинска, суд Ярославской области, Басманный суд города Москвы, Московский городской суд.
ЕСПЧ, удовлетворяя жалобу, поданную защитой Ласточкина еще в январе 2015 года, указал на:
— слабость (неубедительность) оснований, использованных российскими судами при вынесении решений;
— отсутствие какой-либо доказательственной базы, использование предположений о рисках попыток скрыться от правосудия или препятствовать его отправлению;
— отказ оценить личную ситуацию заявителя и снизить риск повторного правонарушения;
— отказ рассмотреть возможность применения иных мер пресечения;
— отказ вести следствие в период заключения под стражу с надлежащей тщательностью.
ЕСПЧ постановил, что, так как российскими судами нарушена Статья 5 § 3 Европейской Конвенции по правам человека, в которой речь идет о чрезмерной продолжительности досудебного заключения, Российская Федерация обязана выплатить Юрию Ласточкину денежную сумму в размере 2100 Евро в течение 3-х месяцев.
Ласточкин был взят под стражу в ноябре 2013 года по обвинению во взяточничестве. В сентябре 2015 года он был приговорен к 8,5 годам заключения. Защита Ласточкина настаивала на провокации взятки, представляя доказательства в виде аудио-файлов «инструктажа» сотрудниками полиции взяткодателя. Суд не стал приобщать доказательства защиты к материалам дела, ограничившись формулировками, что «нет оснований не доверять показаниям взяткодателя и посредника», 74-летнего помощника мэра Рыбинска Геннадия Телегина, давшего показания на своего шефа после двухсуточного заключения.
В феврале 2017 года Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова направила председателю Верховного суда РФ Вячеславу Лебедеву ходатайство о пересмотре приговора по уголовному делу в отношении бывшего мэра Рыбинска Юрия Ласточкина. Татьяна Москалькова посчитала, что в материалах дела нет ни одного прямого доказательства, подтверждающего предъявленное экс-чиновнику обвинение. Тем не менее, Верховный суд не прислушался к доводам российского омбудсмена и, не объясняя мотивов, не стал пересматривать приговор.
Два дня назад, 23 апреля 2018 года, экс-мэр Рыбинска и экс-директор НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин – один из главных создателей реактивных двигателей к российским самолетам, надводным судам и крылатым ракетам «Калибр», отметил свой 53-й день рождения, находясь на усиленном режиме содержания в колонии строгого режима города Бежецк.
О практике применения Конвенции
Статья 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в параграфе 3 гласит: «Каждый заключенный под стражу имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Освобождение может быть обусловлено предоставлением гарантий явки в суд».
ЕСПЧ неоднократно уже указывал России на однотипность формулировок судебных решений при продлении сроков содержания под стражей. Люди годами находятся под стражей, и в подавляющем большинстве случаев суды, продлевая срок, основывают свои выводы на предположениях, несмотря на разъяснения Верховного суда России о необходимости приводить доказательства, как это принято в цивилизованных странах. Неоднократно с самых разных трибун звучали слова о прекращении этого безобразия, но мало что меняется. Вероятно, изменить ситуацию может только масштабная судебная реформа, при которой Постановления Пленума Верховного суда России станут действительно эффективным механизмом для изменения судебной практики.