Eлeнa Пoпoвa
beeboys / Shutterstock.com
Минфин Рoссии рaзъяснил, что муниципальное казенное предприятие и местная администрация, осуществляющая от имени муниципального образования права собственника имущества данного казенного предприятия, не признаются взаимозависимыми лицами для целей Налогового кодекса (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 октября 2017 г. № 03-05-05-01/65919).
Напомним, что местная администрация имеет статус юрлица с организационно-правовой формой муниципального казенного учреждения (п. 1 ст. 37, п. 2 ст.41 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
При этом учредителем и собственником имущества как муниципального казенного учреждения, так и муниципального казенного предприятия является муниципальное образование (ст. 123.21 Гражданского кодекса, ст. 2, ст. 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ»).
В свою очередь взаимозависимыми организации признаются в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой из них составляет более 25% (подп. 3 п. 2 ст. 105.1 Налогового кодекса).
В то же время прямое и (или) косвенное участие РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми, что не исключает признания данных организаций взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным ст. 105.1 НК РФ (п. 5 ст. 105.1 НК РФ).
К другим основаниям признания российских организаций взаимозависимыми лицами относится, в том числе наличие у них полномочий по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа другой организации (подп. 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ для целей п. 5 ст. 105.1 НК РФ).
Такие полномочия в отношении руководства муниципального казенного предприятия могут осуществляться местной администрацией в соответствии с актами, определяющими статус данного органа.
Вместе с тем назначение местной администрацией руководителя муниципального казенного предприятия осуществляется от имени муниципального образования в рамках реализации прав собственника имущества соответствующего казенного предприятия и может рассматриваться как форма муниципального контроля за деятельностью казенного предприятия.
Соответственно, назначение местной администрацией руководителя муниципального казенного предприятия возможно приравнять к прямому участию муниципального образования в казенном предприятии и не рассматривать в качестве иного основания признания российских организаций взаимозависимыми лицами для целей п. 5 ст. 105.1 НК РФ.
Узнать, является ли муниципальное казенное предприятие плательщиком земельного налога, можно в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Таким образом, движимое имущество, полученное от администрации города, закрепленное за предприятием на праве оперативного управления, принятое на учет после 1 января 2013 года, освобождается от налогообложения налогом на имущество организаций, так как администрация и предприятие не являются взаимозависимыми лицами.