Общественный омбудсмен по налогам: в основных идеях налоговой политики на 2018 год нет предложений по поддержке бизнеса

Eкaтeринa Дoбрикoвa

Syda Productions   /   Shutterstock.com

Глaвнoй прoблeмoй рoссийскoй нaлoгoвoй системы начиная с момента принятия Налогового кодекса была и остается налоговая неопределенность, уверен общественный бизнес-омбудсмен по налогам, председатель Экспертного совета по налоговому законодательству Комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Орлов. «Самая большая трудность на сегодняшний день – это не налоговые ставки и не количество налогов, а то, что мы часто меняем «правила игры». В течение непродолжительного времени закон может измениться несколько раз, о чем налогоплательщики обычно ставятся в известность за месяц-полтора до нового финансового года. В связи с этим налоги становятся немаловажным ограничителем для финансового роста в стране», – заявил он на конференции «Налоговые итоги года», организованной газетой «Ведомости». Так, в текущем году, по данным Комитета Госдумы по бюджету и налогам, был установлен рекорд по количеству изменений, внесенных в налоговое законодательство: рассмотрено более 100 законопроектов, принято более 40 законов.

3 июля 2017 года Правительство РФ внесло в Госдуму проект1, призванный определить основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов. Ключевым принципом любых возможных реформ в указанном документе объявлен принцип фискальной нейтральности – то есть неповышение налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков. Основным инструментом бюджетной политики проект называет улучшение налогового администрирования, в рамках которого планируется:

  • полностью перейти на ККТ, обеспечивающую онлайн-передачу данных на сервер ФНС с 1 июля 2018 года;
  • объединить информационные системы налоговых и таможенных органов;
  • реализовать автообмен налоговой информацией с зарубежными юрисдикциями и др.

Помимо этого, документ предусматривает меры, направленные на снижение теневого оборота (пресечение злоупотреблений, связанных с использованием режима ЕСХН, патентной системы налогообложения, совершенствование мер по «обелению» рынка крепких алкогольных напитков и т. д.). А в рамках оптимизации налоговых льгот авторы проекта предлагают повсеместное внедрение правила «двух ключей» (отдельные виды льгот и преференций могут применяться на территории региона только в случае принятия соответствующего закона). Кроме того, льготы по налогу на имущество организаций в отношении энергоэффективных объектов планируется передать на региональный уровень. К этой инициативе Михаил Орлов отнесся весьма скептически, отметив, что по сути это означает отмену льгот по энергоэффективному оборудованию.

Все остальные тезисы проекта эксперт оценил позитивно, подчеркнув, однако, что в представленном перечне отсутствуют предложения по поддержке бизнеса и стимулированию деловой активности, о которых 1 декабря прошлого года говорил Президент РФ. Обращаясь к Федеральному Собранию, Владимир Путин провозгласил тонкую настройку налоговой системы, поставив задачу ориентировать эту систему так, чтобы она стимулировала деловую активность, рост экономики и инвестиций, а также создавала бы конкурентные условия для развития российских предприятий. Этому, по мнению Орлова, могли бы способствовать увеличение налоговых периодов, а также упрощение перечня документов, необходимых для применения «нулевой ставки» (ст. 165 НК   РФ). Однако в документе не предусмотрено ни одной подобной меры.

Стоит отметить, что частичное упрощение перечня документов для подтверждения «нулевой ставки» предлагает законопроект2, представленный депутатом Андреем Макаровым. Например, при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, предлагается исключить из числа необходимых для предъявления документов копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия. Основными идеями этой законодательной инициативы, напомним, также являются:

  • сокращение сроков камеральных проверок до одного месяца;
  • ограничение предмета повторной выездной налоговой проверки в случае подачи уточненной налоговой декларации;
  • введение обязанности налогового органа составлять акт о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • повышение порогов для некоторых контролируемых сделок (между российскими лицами – до 3 млрд руб., а для сделок между взаимозависимыми лицами с иностранным участием – до 60 млн руб.).

«Надеюсь, что законопроект Андрея Макарова станет поводом для дискуссии о том, что налоговая реформа – это не только про бюджет, но и про поддержку бизнеса», – выразил надежду Михаил Орлов.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.