Павел Крашенинников: «Совместные завещания супругов дают возможность снижать вероятность конфликтов»

Eкaтeринa Чeрнявскaя

Фoтo: прeсс-службa

В xoдe состоявшейся на прошлой неделе в Госдуме презентации книги «Наследственное право» ее автор – председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников рассказал о новых возможностях по управлению имуществом, которые появятся у граждан России с 1 сентября 2018 года (Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации», далее – Закон № 259-ФЗ). Он отметил, что новый институт посмертных наследственных фондов, возможность учреждения которых появится у граждан с указанной даты, представляет собой важный инструмент для сохранения и развития бизнеса, активов, имущества, которые остаются после смерти наследодателя. «С помощью такого фонда гражданин сможет обеспечить финансовую поддержку определенных лиц даже после своей смерти, например, членов семьи, других граждан или организаций. Кроме того, с помощью этого инструмента может быть реализована воля умершего по осуществлению благотворительности. Например, по поддержке одаренных детей, выдающихся ученых, спортсменов», – подчеркнул депутат.

Павел Крашенинников отметил, что Госдума приняла в первом чтении законопроект, обеспечивающий механизм учреждения наследственных фондов. В частности, законопроектом определяется порядок действий нотариуса, ведущего наследственное дело, по учреждению наследственного фонда и назначению органов фонда, в случае если наследодатель указал в завещании соответствующее волеизъявление.

Добавим, что в представленной автором книге также содержится сравнительный анализ зарубежного законодательства о наследственных фондах, создаваемых как посмертно, так и при жизни потенциального наследодателя, а также о наследственных договорах и совместных завещаниях супругов. Помимо этого в ней предлагаются дальнейшие пути развития ответственного наследственного права.

Так,   автор книги обратил внимание, что во многих странах мира уже более 100 лет успешно применяются такие наследственные институты, как совместное завещание супругов и наследственный договор. Они дают возможность уменьшать вероятность конфликтов с участием лиц, которые могут призываться к наследованию. К примеру, при наличии совместного завещания супругов не нужно делить совместную собственность, а затем решать вопрос о наследстве и наследниках. Можно заранее указать, в какой последовательности, кому и какое имущество переходит в зависимости от ситуации. При этом после смерти одного из супругов совместное завещание не может быть отменено или изменено, но оно утрачивает силу в случае расторжения брака.

Помимо этого, он выделил   значительную роль наследственного договора в зарубежных нормах о наследовании. Наследственный договор представляет собой соглашение между возможным наследодателем, с одной стороны, и возможными наследниками – с другой, по поводу будущего наследства. Такой договор может быть заключен с любым из лиц, в его условиях будет определен порядок перехода прав на имущество наследодателя после его смерти к указанным лицам или к третьим лицам. Кроме того, наследственный договор может возлагать на наследников обязанность совершить какие-либо действия имущественного или неимущественного характера после смерти наследодателя.

Павел Крашенинников также подчеркнул, что обзор зарубежного законодательства позволяет выявить положительный опыт правового регулирования указанных наследственных институтов и помогает сформулировать соответствующие предложения по развитию российского законодательства.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.