Вaлeрий Тимoшeнкo
Praphan Jampala / Shutterstock.com
Прoeкт1 сooтвeтствующиx пoпрaвoк в КoAП пoдгoтoвилo и рaзмeстилo для публичнoгo oбсуждeния нa Фeдeрaльнoм пoртaлe прoeктoв нoрмaтивныx прaвoвыx aктoв МВД Рoссии.
Тaк, Министeрствo плaнируeт дoпoлнить ст. 18.15 КоАП РФ новыми ч. 2.1-2.2. и установить ответственность за привлечение к трудовой деятельности временно пребывающих иностранных граждан или лиц без гражданства, не заявивших работу как цель въезда в Россию. За это правонарушение граждан планируется наказывать штрафом в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб., должностных лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб, юрлиц – от 250 тыс. до 800 тыс. руб. либо административным приостановлением деятельности на срок от 14 до 90 суток.
Также предлагается ввести ответственность за трудоустройство иностранцев без заключения с ними трудового или гражданского-правового договора. За совершение этого правонарушения для граждан предлагается ввести ответственность в виде штрафа в размере до 5 тыс. руб., для должностных лиц – в виде штрафа в размере до 50 тыс. руб., для юрлиц – в виде штрафа до 800 тыс. руб. либо административного приостановления деятельности на срок от 14 до 90 суток.
Одновременно ст. 18.10 КоАП РФ может дополниться ч. 1.1, предусматривающей ответственность иностранных граждан за работу без заключения трудового договора или гражданско-правового договора. За это их предлагается наказывать штрафом в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб. с административным выдворением за пределы России или без такового.
К кому и куда МВД приходит с миграционной проверкой? Узнайте из материала «Миграционные проверки МВД (ранее – ФМС)» в «Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Отметим, что эта инициатива касается предпринимателей, трудоустраивающих иностранных граждан, которым для осуществления трудовой деятельности не требуется получение разрешительных документов в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор). Так, документом установлено, что работодатели и заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства (п. 1 ст. 97 Договора). В то же время п. 5 ст. 97 Договора устанавливает срок временного пребывания трудящихся государств-членов на территории государства трудоустройства, который определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора.
При этом авторы проекта поправок отмечают, что ответственность за отсутствие трудового или гражданско-правового договора между иностранцами и работодателями в настоящее время предусмотрена только в части нарушения трудового, но не миграционного законодательства. Также законодательством не предусмотрена возможность осуществления контроля соблюдения цели въезда иностранными гражданами и лицами без гражданства, которым не требуется получение разрешения на работу или патента. Таким образом, принятие предложенных поправок позволит осуществлять контроль соблюдения работодателями, заказчиками работ, иностранными гражданами и лицами без гражданства положений Договора и российского законодательства.