Ространснадзор не исключает вероятности создания единого для всех авиакомпаний реестра авиадебоширов

Мaрия Шувaлoвa

cunaplus   /   Shutterstock.com

С 4 июня тeкущeгo гoдa aвиaкoмпaнии нaчнут фoрмирoвaть так называемые черные списки авиадебоширов – реестры лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком.С указанной даты вступает в силу новая ст. 107.1 Воздушного кодекса, введенная Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. № 376-ФЗ). Включенному в такой реестр пассажиру может быть отказано в покупке билетов на все рейсы, осуществляемые соответствующей авиакомпанией. По мнению заместителя руководителя Ространснадзора Владимира Чертока, данная мера воздействия на нарушителей является довольно мягкой. Во-первых, внесение лица в черный список будет возможно только на основании вступивших в законную силу постановления о назначении ему административного наказания за невыполнение законных распоряжений командира воздушного судна (ч. 6 ст. 11.17 КоАП) или приговора о признании виновным в совершении грубого нарушения общественного порядка на борту самолета либо действий, угрожающих его безопасной эксплуатации (п. «в» ч. 1 ст. 213, ст. 267.1 Уголовного кодекса). Во-вторых, по истечении года с даты вступления в законную силу вынесенного в отношении нарушителя постановления или приговора перевозчик будет обязан исключить его из такого реестра. К тому же принятое одной авиакомпанией решение об ограничении перевозок конкретного гражданина не распространяется на других перевозчиков, и он сможет пользоваться услугами других авиакомпаний.

Поэтому, если в течение полутора-двух лет с момента начала ведения реестров лиц, перевозка которых может быть ограничена, будет выявлена недостаточная эффективность этой меры, Ространснадзор выступит с инициативой о предоставлении права всем российским авиакомпаниям отказывать в продаже билетов пассажиру, внесенному в черный список одной из них – хотя бы в пределах установленного годичного срока, сообщил Владимир Черток в ходе состоявшейся вчера пресс-конференции.

Как отметил заместитель генерального директора ПАО «Аэрофлот» по правовым и имущественным вопросам Владимир Александров, авиакомпания планирует включать в черный список только граждан, совершивших грубейшие нарушения, например избивших членов экипажа или умышленно сломавших дорогостоящее оборудование. Их количество, по данным ведущегося авиакомпанией внутреннего списка нарушений и нарушителей, невелико. Так, за период с начала 2006 года по настоящее время на рейсах Аэрофлота было зафиксировано 3,5 тыс. нарушений, 40 их которых являются грубейшими (11 – в 2016 году, 8 – в 2017 году).

С массивом судебных решений по спорам, связанным с обеспечением безопасности полетов, можно ознакомиться в Энциклопедии судебной практики   интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!  
Получить доступ

В то же время, по словам Владимира Александрова, в отношении каждого нарушителя авиакомпания намерена добиваться назначения реального наказания: как административного, так и уголовного [уголовная ответственность за хулиганство на транспорте введена, напомним, с 15 апреля 2017 года, в прошлом году одному авиадебоширу – пассажиру рейса Аэрофлота был назначен реальный (6 месяцев лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении), а не условный срок. На официальном сайте авиакомпании размещена информация о том, что в настоящее время она добивается возбуждения уголовного дела по факту инцидента, произошедшего 15 января на рейсе SU1730 (Москва – Петропавловск-Камчатский. – ГАРАНТ.РУ]. Кроме того, с каждого нарушителя планируется взыскивать понесенные авиакомпанией убытки. Так что буйным пассажирам стоит иметь в виду, что, по оценке Международной ассоциации воздушного транспорта, ущерб от любого инцидента, приводящего к вынужденной посадке самолета, составляет от $10 тыс. до $200 тыс.

Не отказываются представители профильных ведомств и авиакомпаний и от идеи законодательного закрепления права членов экипажа на применение специальных сертифицированных средств ограничения подвижности пассажиров, чьи действия угрожают безопасности полета, например пластмассовых наручников. Действующее законодательство позволяет командиру экипажа самолета применять в отношении таких граждан все необходимые меры, в том числе меры принуждения (подп. 2 п. 1 ст. 58 Воздушного кодекса РФ). Однако, по мнению Владимира Александрова, этой нормы явно недостаточно, так на практике для обездвижения дебоширов приходится использовать какие-либо подручные средства, что не всегда эффективно, а впоследствии эти пассажиры нередко подают на членов экипажа в суд. Нормативный акт, четко определяющий основания применения мер принуждения и перечень необходимых для их реализации специальных средств, позволит решить проблему необоснованных исков к членам экипажа и минимизировать случаи превышения ими пределов необходимости при применения мер принуждения, считает эксперт. Предложения ПАО «Аэрофлот» по этому вопросу уже направлены в Комитет Госдумы по транспорту и строительству, и никаких чрезмерных мер (типа применения электрошоковых устройств и т. д.) они не предусматривают, сообщил он.

В заключение эксперты подчеркнули, что не менее важной, чем ужесточение ответственности за нарушения и назначение реального наказания составляющей безопасности воздушных перевозок является реализация профилактических мероприятий, в частности – по информированию граждан об ответственности за хулиганство и другие нарушения на борту самолета и разъяснению им последствий совершения таких действий. Можно предположить, что проведению информационных кампаний, по обеспечению безопасности на всех видах транспорта в том числе, в ближайшее время будет уделяться особое внимание, поскольку МЧС России объявило 2018 год годом культуры безопасности.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.