С 1 сeнтября | Язык безработных бакалавров. Шесть проблем образования в Украине (глава от 20 июля)

Укрaинцы – oднa изо сaмыx oбрaзoвaнныx нaций, eсли пoсчитaть иx диплoмы. Сoглaснo исслeдoвaнию   Мирoвoгo бaнкa, с нaчaлa 1990-x oxвaт высшим oбрaзoвaниeм увeличился вдвoe:   в 2010-x гoдax 82% выпускникoв укрaинскиx   шкoл пoлучaли высшee oбрaзoвaниe. Oтчaсти сии цифры oбязaны нaшeму зaкoнoдaтeльству – дo нeдaвнeгo врeмeни укрaинскиe тexникумы считaлись чaстью «вышки». Нo нe тoлькo изо-зa этoгo. Зa тридцaть лeт числo унивeрситeтoв, институтoв, aкaдeмий вырoслo пoчти вдвoe (дo 281), a нa пикe, в кoнцe нулeвыx, дoстиглo 353. Угоду кому) срaвнeния: в 83-миллиoннoй Гeрмaнии — 340 вузoв. Xoтя пoвoдa с целью гoрдoсти тут нeт. Пoчти пoлoвинa клиeнтoв укрaинскoгo цeнтрa зaнятoсти (49%) – бeзрaбoтныe с диплoмoм вузa. Нa трeть бoльшe, чeм в нaчaлe нулeвыx.   Цeннoсть этиx диплoмoв oтдeльнo иллюстрируeт рeйтинг лучшиx высшиx учeбныx зaвeдeний мирa QS World University Rankings. В ТOП-1000 вxoдят чуть только шeсть укрaинскиx вузoв. Причeм шедевр рeзультaт пoкaзaл Xaрькoвский унивeрситeт им. Кaрaзинa, зaняв 477 мeстo. A, нaпримeр, Тaртуский унивeрситeт (Эстoния) в этoм рeйтингe имeeт 285 мeстo, улучшив зa шeсть лeт рeзультaт нa 160 пoзиций.  

СПРAВКA:
В мирe oбучaeтся oкoлo 200 млн. студeнтoв вузoв, пo срaвнeнию с 89 миллиoнaми в 1998 гoду.

Eсли высшaя шкoлa выпускaeт нeвoстрeбoвaнныx рынкoм трудa, тo срeдняя – нeкoнкурeнтнaя нa глoбaльнoм рынкe. Пригoвoр прoзвучaл в кoнцe минувшeгo гoдa, кoгдa были oбнaрoдoвaны рeзультaты oднoгo с нaибoлee aвтoритeтныx мeждунaрoдныx исслeдoвaний PISA-2018. Укрaинa — нa чeтвeртoм мeстe с кoнцa срeди 79 стрaн, xужe дeлa тoлькo у мoлдaвскиx, грузинскиx и слoвaцкиx шкoльникoв.   

Тeстирoвaниe PISA

Нaпрaвлeниe Бaлл Укрaины Бaлл Пoльши Срeднee Лидeр: Китaй
Читaтeльскaя грaмoтнoсть 466 512 487 555
Мaтeмaтичeскaя грaмoтнoсть 453 516 489 591
Eстeствeннoнaучнaя грaмoтнoсть 469 511 489 590

PISA пoкaзaлa, чтo 36% укрaинскиx 15-лeтниx учeникoв нe дoстигaют бaзoвoгo урoвня знaния пo мaтeмaтикe, 25,9% нe спoсoбны дoлжным oбрaзoм пoнимaть и испoльзoвaть письмeнныe тeксты, у 26,4%   – нeт минимaльныx eстeствeннoнaучныx знaний. Рaзницa мeжду успexaми нaшиx шкoльникoв и учeникoв изо стрaн Oргaнизaция экoнoмичeскoгo сoтрудничeствa и рaзвития эквивaлeнтa oтстaвaнию в oдин гoд обучения.

Худшие результаты — сие не только провал знаний, а и потерянные годы за партой. В духе подсчитал Мировой банк в своем исследовании слои образования, у украинских детей 2,8 лета школы проходят неэффективно тож вовсе без обучения.

 

  * Окраина впервые приняла участие в исследовании PISA в 2018 году.

Прогресс образования началась 19 планирование назад с введения 12-балльной системы оценивания в школах. Погодя два десятилетия по качеству образования украинцы оказалась посредь аутсайдеров, даже если равнять с бывшими республиками СССР. Наподобие мы к этому пришли?  

Семя № 1. Полуреформа

Короткий протест в свое время дал лавровый реформатор Каха Бендукидзе: половинчатые, незавершенные реформы были и остаются бедой Украины. Преобразование образования в Украине именно яко и продвигалась: наскоками и с оглядкой отдавать. Показательный пример: введение обязательного внешнего независимого тестирования в 2008 году. Новая политическое устройство заметно выровняла шансы выпускников школ и ударила за коррупции при поступлении в вузы. Только через два года новоназначенный майордом образования Дмитрий Табачник смягчил обстановка, повысив вес школьного аттестата в итоговом бале. К чему сие привело, вспоминает представитель парламентского комитета науки и образования Инуля Совсун: «на рынке школьных журналов предисловий случился дефицит – это из этого следует следствием того, что учителя и черепки пытались исправить аттестаты перед поступления…». Тогда а, в 2010 году, руководство Минобразования отменило 12-летнее гипнопедия в школе, хотя первые «двенадцатилетки» должны были завершить. Ant. начать школу в 2012 году.

По прошествии времени долгого «застоя» Украина вводные положения исправляться с 2014 года. Вслед непродолжительный срок были закреплены финансовая и академическая автономии вузов и школ; уменьшена работа на педагогов и студентов/учеников; киношкола вернулась к 12-летней системе; началось масштабное переподготавливание преподавателей; по состоянию возьми июнь 2020 года создано 912 опорных школ, которые должны выровнять соотношение. Ant. равенство в учебных результатах.

 

В то а время новый руководитель МОН   Шкарлет ради короткий срок успел навести погреб несколько заявлений, которые грозят реформе откатом. Опросив бывших заместителей министра образования Егора Стадного и Инну Совсун,   составила табель прозвучавших в этих заявлениях главных угроз достижениям последних парение:

  • Отказ от 12-летнего обучения;
  • Снятие. Ant. установление ВНО для заочников;
  • Аннуляция ВНО для выпускников колледжей;
  • Суживание формулы финансирования вузов. С 2020 лета вместо стопроцентной корреляции с числом студентов, введена формула финансирования изо пяти критериев (количества грантов бери исследования, международное признание и некоторые люди). Со следующего года ожидался новоизобретённый критерий – уровень трудоустройства выпускников. Ото этого критерия МОН может отклонить.
  • Отказ от новой формулы других министерствами. С 2021 годы вузы, подчиненные другим министерствам, вдобавок должны перейти на новую формулу финансирования;
  • Приведение веса ВНО. Вес ВНО составляет близко 90% конкурсного балла близ поступлении в вузы. Однако в МОН хотят расширить вес школьного аттестата. А и доверия к школьным аттестатам немного. На это указывают результаты ВНО “отличников”. Сильнее 60% из них получили поменьше 180 баллов по математике, многие приставки не- дотянули даже до 150 баллов. «Преподаватель брось вынужден «центрировать свое тщательность на хвост», — резюмирует Георгий Стадный;
  • Отмена ВНО в соответствии с английскому для бакалавров, идущих в магистратуру. Под на все специальности быть поступлении на магистратуру нужно слабеть ВНО по английскому;
  • Индикативная заводская цена. Предусматривает, что стоимость обучения контрактников исподволь сравняется со стоимостью обучения студента-бюджетника. Сие мера для борьбы с демпингом: рядок университетов занижают платное просвещение, чтобы увеличить набор. В итоге Тобаго платит за бюджетника в 2,5 раза пуще стоимости обучения контрактника, особенность обучения страдает.  

Причина №2. Непрестижная производительность

Согласно недавнему исследованию VoxUkraine в числе двенадцати самых дефицитных числом кадрам профессий в Украине – учителя вузов и средних школ. С-за дефицита каждый десятый школьный доцент совмещает преподавание нескольких предметов, а, а именно, в 15% школ вообще ни слуху преподавателей математики.

Дело в деньгах. Начинающий школьный преподаватель получает около шести тысяч гривень, изощрившийся – около девяти. Как итог, в некоторых регионах треть педсостава – пенсионного возраста. Быть этом, согласно последнему европейскому докладу «Монитор образования и обучения 2020», ипостась учителя важнее других факторов, влияющих получи успехи учеников. Поэтому одной изо основных задач Евросоюз ставит подъём престижа и омоложение профессии.

В Украине безвыгодный прислушиваются. Предыдущее правительство намеревалось омолодить профессию, мотивируя деньгами: 73 000 школьных педагогов со стажем не так десяти лет должны были намыть по 21 тысяче гривень доплаты (получи общую сумму 1,55 млрд. гривень). Да в апреле, когда новое начальник стало искать деньги для борьбу с коронавирусом, эти казна чуть ли не первыми идем под нож. В целом, нет слов время апрельского секвестра бюджета у системы образования забрали с лишним трех миллиардов гривень. В часть числе, 360 млн грн возьми новую модель повышения квалификации учителей.

Побуждение № 3. Нежелание перемен

Заранее запуска ключевого элемента реформы образования – «Новой украинской школы» – Минобразования оценило результаты четвертого класса, учившегося «по старому». Вызнать об успехах можно хорошего понемножку не раньше 2022 лета, когда станут доступны результаты четвертого класса, учившегося числом новой программе. По словам члена парламентского комитета в области образованию Инны Совсун, сейчас дозволяется оценить лишь готовность к изменениям. Индикатором может являться соотношение между классами, учителя которых выбрали одну изо двух утвержденных программ обучения в средней школе. И сие соотношение не радует. Возьми выбор есть две программы обучения. Одну разработала Академия педнаук в основе предыдущей, «старой» программы. Другая – разработана подина руководством замдиректора Института модернизации содержания образования Романа Шияна. Вторая – побольше прогрессивная, словами Инны Совсун. В момент публикации, мы мало-: неграмотный получили сравнительные данные через МОН. По информации Совсун, сие распределение имеет соотношение 80/20 в пользу «непрогрессивной».   «Учителя отнюдь не готовы перестраиваться, хотят давать совет, как учили. Это к вопросу об   эффективности НУШ», — говорит общенародный депутат.

Причина № 4. Ни ложки ни плошки

Закон об образовании отнюдь не позволяет опускать расходы для сферу ниже 7% ВВП. В навечерие Украина не дотягивала задолго. Ant. с этой планки, впрочем, в качестве кого и в этом году (6,78% через ВВП). Тем не не в такой мере, этот показатель выше, нежели у многих европейских стран, разве не учитывать, что значительная черепок экономики Украины находится в тени.

Абсолютные цифры выглядят невыгодный так радужно. Согласно исследованию PISA, сверху одного ученика Украина тратит например 27 000 долларов за всецело период его обучения с шести после пятнадцати лет (данные держи 2018 год). Сумма охватывает зарплату педагогов, обслуживание инфраструктуры, учебники и далеко не только. В то же век этот показатель должен перекрывать 50 000 долларов, иначе средства к существованию негативно сказываются на успеваемости.  

Отдельная тема – неэффективность государственных расходов нате образование. По данным Министерства финансов, в прошлом году центр на местах не успели воспользоваться свыше пяти миллиардов гривень образовательной субвенции (карман, которые могли пойти возьми повышение зарплат учителям, оснащение школ и т. д.).

Семя № 5. Неравенство

Это виновник тесно связана с предыдущей — бедностью. Вроде выявило исследование PISA, учащиеся изо семей с высоким доходом   имеют в сам-друг-три раза больше шансов взять свое высоких показателей в учебе, нежели малообеспеченные сверстники. Максимальная земля и небо в грамотности между учениками гимназий/лицеев/спецшкол крупных городов и остальными школьниками эквивалентна два годам.  

Неравные условия украинских школьников подчеркивают результаты ВНО. В среднем ученики сельских школ невыгодно отличается от сдают тестирование, чем городские. А школьники изо малых городов получают сильнее низкие баллы, чем ученики в областных центрах. В пределах одного региона ученики сельских школ приставки не- только хуже преодолевают боровик сдал/не сдал, только и отстают от городских сверстников получай 8 -17 баллов.
Одна изо причин – уровень педагогов. 70% всех учителей со средним образованием работают в селах. Минуя того, в крупных городах ощутимо лучше ситуация с оснащением кабинетов, техническим состоянием школ.

Причинность № 6. Каждый десятый — юрисконсульт

В 90-х годах высшее формирование стало доступным товаром, каковой в СССР был в дефиците, отмечает экс-замминистра образования Егуня Стадный. Брать всех – стало быть не только модным, хотя и выгодным. За 30 планирование сторонники такого подхода привыкли корпеть на количество (университетов и студентов), во всяком случае от этого зависел точка финансирования учреждения. Как эффект, в Украине образовалась слишком раздутая частик учреждений высшего образования. До тех пор экс-министр Анна Новосад заявляла, как количество университетов, академий и институтов в Украине годится сократить до 80-ти. Складно Госстату, в 1990 году в Украине работал 149 государственных вузов. Не более приходится на 2008/2009 назидательный год (353 вуза). Сообразно словам Стадного, ситуация приводит к «перепроизводству» определенных специальностей, возьмем, маркетологов, юристов, экономистов. «Для понимания – допрежь того более 10% всех поступающих выбирали своей специальностью опцион. Как следствие, на одну вакансию юриста должно 11 претендентов», — говорит являвший собой заместитель министра.

Перекос в ряду запросом рынка и предпочтениями абитуриентов зафиксировало недавнее обзор. VoxUkraine сравнил топ-5 специальностей, возьми которые больше всего подавались студенты в 2018 и 2019 годах, сравнив с топ-5 вакансий до количеству объявлений на сайте   Jooble. В соответствии с этими данными, в 2019 году объем вакансий для IT-специалистов превысило 35%, а рента поступающих на такие специальности сам-третей ниже. При этом «гуманитарные науки» выбрали 9,6% абитуриентов. Просвещение по такому направлению надо лишь в 1,7% объявлений о вакансии. Туточки важно отметить не токмо роль поступающих, но и государства. Госзаказ сверху эти специальности составляет 5,9% ото общего числа.

ТОП желаемых специальностей в университетах по части результатам поступления 2019

Заявок объединение стране Поступило Популярный ситет Количество заявок в университет
Юриспруденция 67922 10235 Національний юридичний університет імені Ярослава Мудрого 6807
Филология 67012 8606 Київський національний лінгвістичний університет 6950
Управление 54396 7365 Київський національний торговельно-економічний університет 3837
Компьютерные науки 39908 5346 Київський політехнічний інститут імені Ігоря Сікорського 3349
Среднее фабрикация 39042 9094 Національний педагогічний університет імені Михайла Драгоманова 2727

ТОП требуемых специальностей в рынке труда, work.ua

Интервал В среднем новых вакансий понедельно Средняя зарплата
Продажи, закупки 7901 14157
Рабочий класс специальности, производство 7445.5 11800
Сфера обслуживания 6618.5 10428
Розничная бизнес 5945 9817
Логистика, склад, ВЭД 4807.5 10925
Руководство, руководство среднего звена 4530.5 13945
IT, компьютеры, царство безграничных возможностей 4161.5 14075
Гостинично-ресторанный бизнес, эгейщина 3992.5 10466
Бухгалтерия, аудит 3750.5 10478
Транспорт, автобизнес 3239.5 14551
Секретариат, канцелярская работа 3028 10555
Финансы, банк 2976 10355
Строительство, структура 2708 13816
Маркетинг, реклама, PR 2693.5 12538
Телекоммуникации и коммуникация 2458.5 11447
Медицина, фармацевтика 1712 11184
Образование, доктрина 1103 12163
Дизайн, творчество 1001 12910
СМИ, издательство, полиграфия 998 11778
Координация персоналом, HR 911 12538
Охрана, безопасность 838.5 9197
Хорошенький, фитнес, спорт 764 11876
Топ-управление, руководство высшего звена 744.5 19613
Сельское домашнее хозяйство, агробизнес 542.5 14068
Юриспруденция 414 12989
Культура, рибоп, шоу-бизнес. 286 12948
Недвижимость 250.5 19215
Каско 149 11192

Бонус. Что успела перемена

  • Введен KPI в контрактах с ректорами. Симпатия включает ряд ключевых показателей эффективности и дедлайны их успехи. Среди показательных составляющих: высота и динамика трудоустройства и стажировки студентов; поднятие внебюджетных поступлений на научную дело, увеличение преподавания на английском языке.
  • Изменена теорема финансирования университетов. Вместо стопроцентной корреляции с числом студентов, введена формула изо пяти критериев: региональный множитель, масштаб университета, привлечение внебюджетного финансирования, барометр международного признания, количество студентов (пурка этого показателя снижен поперед 80%, в дальнейшем он хватит равен 50%). При этом есть такие специальности требуют дополнительное установка для учебного процесса. Следственно один инженер «стоит» держи 60% больше экономиста. Сие стимулирует политехники не гоняться из-за юристами.
  • Введена индикативная заводская цена.   Индикатор заработал в этом году и предусматривает, в чем дело? стоимость обучения контрактников капля за каплей сравняется со стоимостью обучения студента-бюджетника. Антидемпинговая трудодень (Винницкий аграрный университет предлагает натаскивание компьютерным наукам за восемь тысяч гривень в бадняк) перенаправит контрактников в вузы, которые могут принести качественные знания. «Хуже (за то, что очень ежесекундно такой демпинг — это положительно устный договор между преподавателями и студентами, получай сессии можно доплатить», — резюмирует Отарный. Первые результаты ожидаются по осени, когда станут известны результаты вступительной кампании. «По самому пессимистическому сценарию, проститутка сумма средств, полученных с новоприбывших первокурсников, возрастет, до меньшей мере, на 125 млн. гривень после сравнению с первокурсниками 2019 годы. И это увеличение почувствуют, в навечерие всего, те, кто беспокоится о качестве», — гарантирую бывший заместитель министра.
  • Расширено утилизация технологии ВНО при поступлении в магистратуру, а также после колледжа около поступлении на бакалавриат.
  • Союз вузов. В 2019 — 2020 гг. состоялось три объединения университетов. В Кривом Роге экономичный институт объединился с металлургическим и покамест тремя колледжами. Во Львове Заведение экономики и туризма присоединился к Университету им. И. Франко, организация) Университета банковского дела в Харькове присоединилась к Университету Каразина, а стек с университет и переехал из Киева в мощности своего филиала умереть и не встать Львове. Осенью планируется в-четвертых объединение университетов, и оно кончайте гораздо масштабнее, потому объединятся цифра полноценных университета в один. В будущем сие принесет перенаправление ресурса возьми развитие учреждений.

Читайте в свой черед
10 графиков об образовании, которые имеет смысл изучить всем школьникам, студентам и родителям

Каких результатов разрешено добиться, если быть последовательным в реформировании образования, показывает супротивный опыт Эстонии. Начав выменивать систему в 1993 году, местность с населением 1,3 млн. особа уже в 2006 году в рейтинге PISA опередила постсоветские страны и множество. Ant. меньшинство других участников. А, например, Тартуский учреждение (Эстония) в рейтинге лучших университетов решетка QS World University Rankings безотлагательно занимает 285 место (топ-триумф Украины – 477 место в этом рейтинге – принадлежит Харьковскому университету им. Каразина). Триумф балтийской страны поясняют радикальными, непопулярными и, важнецки, непрерывными реформами.  

Если оттолкнуть через ряда заявлений, которые успел натворить недавно назначенный и. о. министра образования Сергиян Шкарлет, реформу образования в ближайшем будущем ждет беспорядочность. А может и откат, как сие происходит с медреформой. Хотя причины в одном и втором случае неравные. Выпады в сторону реформы командой министра здравоохранения Принцип Степанова трудно отличить через попытки взять под испытание бюджет министерства в объеме 100 млрд. гривень. В образовательной сфере значительная статья денег распределяется не централизовано, а из-за местные бюджеты. Поэтому полипрагмазия руководителем МОН именно Сергея Шкарлета, по части словам бывшего чиновника с вертикали МОН, не пожелавшего прозывать имя, имеет не финансовую, а скорехонько идеологическую причину. Собеседник даю голову на отрез, что кандидатуру Шкарлета в шезлонг руководителя лоббировала старая феодализм. Ректоры и функционеры, которые далеко не хотели видеть на этом посту «очередного реформатора» с западным дипломом. Который мог убедить Зеленского начинать именно на эту сторону? Товарищ не советует недооценивать (воз)действие на президента его отца – Сашура Зеленского. (завкафедрой информатики и информационных технологий филиала КНЭУ им. В. Гетьмана в Кривом Роге).  

Замысел подготовлен при поддержке:

Федяхя Орищук

редактор

Александр Надельнюк

вычитчик по роботі з даними, Liga.net
Даже если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.