В мae вступaют в силу 90 принятыx к нaстoящeму врeмeни фeдeрaльныx aктoв. Пoртaл ГAРAНТ.РУ oбoбщил нoвoввeдeния, вaжныe кaк для прeдстaвитeлeй бизнeсa, тaк и для всex рoссиян.
1. Пeрeчeнь oсвoбoждaeмыx oт НДФЛ дoxoдoв будeт рaсширeн (с 1 мaя)
С укaзaннoй дaты не будут подлежать налогообложению НДФЛ доходы, полученные добровольцами (волонтерами) в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» и иными федеральными законами, устанавливающими особенности привлечения добровольцев (волонтеров). К ним отнесены и доходы в виде выплат на возмещение расходов добровольцев (волонтеров) в связи с осуществлением ими указанной деятельности.
Также в перечень доходов, не подлежащих налогообложению НДФЛ, включены доходы, полученные налогоплательщиком в виде грантов, премий и призов в денежной и (или) натуральной формах по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях, предоставленных НКО за счет грантов Президента РФ; оплаты стоимости проезда к месту проведения указанных соревнований, конкурсов, мероприятий и обратно, питания и предоставления помещения во временное пользование в соответствии с условиями договоров о предоставлении грантов НКО.
Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
2. ФСС России начнет списывать недоимки по взносам на случай временной нетрудоспособности по состоянию на 1 января 2017 года (с 1 мая)
Территориальные органы ФСС России начнут применять Правила признания безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, задолженности по соответствующим пеням и штрафам по состоянию на 1 января 2017 года и порядок их списания. При этом задолженности списываются на основании ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ, которым полномочия по администрированию взносов были переданы ФНС России.
Приказ ФСС России от 6 февраля 2018 г. № 35
3. Начинает применяться новый ГОСТ по проверке систем противопожарной защиты (с 1 мая)
С этой даты вступит в силу ГОСТ Р 57974-2017, которым установлены требования к организации проведения проверок работоспособности вводимых в эксплуатацию и эксплуатируемых в зданиях и сооружениях систем, установок противопожарной защиты и их элементов. В соответствии с новым ГОСТом проверку работоспособности противопожарных систем организует собственник здания (сооружения) или лицо, владеющее им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании. Проверка проводится с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации, или на договорной основе с привлечением экспертной организации. Предусмотрена периодичность проведения проверок. С учетом этой периодичности руководитель должен утвердить график проведения плановых проверок работоспособности противопожарных систем. Внеплановые проверки осуществляются по мере необходимости. В случае выявления в ходе проверки неисправностей систем противопожарной защиты либо механических повреждений, руководитель обязан принять меры по их устранению, путем привлечения организаций, осуществляющих соответствующую деятельность.
Приказ Росстандарта от 21 ноября 2017 г. № 1794-ст
4. В ряде регионов с туристов начинают взимать курортный сбор (с 1 мая)
Эксперимент по взиманию на территории отдельных субъектов РФ курортного сбора с физлиц, проживающих в объектах размещения более 24 часов, пройдет с 1 мая 2018 года по 31 декабря 2022 года. Изначально ожидалось, что участвовать в эксперименте будут Республика Крым, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края. Однако введение курортного сбора в Республике Крым могут отложить на один год – депутаты Государственного Совета Республики Крым во втором чтении приняли соответствующий проект, которым предлагается изменить срок начала взимания курортного сбора на территории полуострова с 1 мая 2018 года на 1 мая 2019 года.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае»
5. МРОТ сравняется с размером прожиточного минимума (с 1 мая)
При этом ранее планировалось уравнять эти показатели с 1 января 2019 года (ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 421-ФЗ). Так, с 1 января текущего года действующий размер МРОТ составляет 9489 руб. – 85% от величины прожиточного минимума для трудоспособного населения во II квартале 2017 года, а с 1 мая указанный размер возрастет до 11 163 руб.
Федеральный закон от 7 марта 2018 г. № 41-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»
6. Перечень предъявляемых к банкам требований для принятия их банковских гарантий налоговыми органами в целях обеспечения уплаты налогов будет расширен (с 3 мая)
Так, с этой даты банки смогут выдавать гарантии в указанных целях только при наличии кредитного рейтинга, присвоенного банку по национальной рейтинговой шкале кредитными рейтинговыми агентствами АО «Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство» или АО «Рейтинговое агентство «Эксперт РА». Одновременно в отношении банков прекращает применяться требование соответствия требованиям, установленным Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 213-ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 31 марта 2018 г. № 386
7. Аудиторов обяжут сообщать о признаках отмывания денег или финансирования терроризма их клиентами (с 4 мая)
Соответствующие поправки в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) и Федеральный закон от 30 декабря 2008 год № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 307-ФЗ) начнут действовать с указанной даты.
Так, ст. 7.1 Закона № 115-ФЗ будет дополнена п. 2.1, предусматривающим обязанность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов при оказании аудиторских услуг уведомлять Росфинмониторинг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Одновременно, новый подп. 3.2, устанавливающий аналогичную обязанность, появится в ч. 2 ст. 13 Закона № 307-ФЗ, в которой закреплены права и обязанности аудиторской организации и индивидуального аудитора. При этом в подп. 3.1 ч. 2 указанной статьи будет сделана оговорка о том, что аудитор не вправе ставить в известность учредителей клиентов о выявленных признаках отмывания денег.
Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»
8. Заказчики по государственным и муниципальным контрактам начнут списывать неустойки, начисленные поставщикам в 2015 и 2016 годах (с 4 мая)
С этой даты ст. 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» пополнится новой ч. 42.1, в соответствии с которой начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015 и (или) 2016 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ. Отметим, что соответствующий порядок пока не утвержден.
Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 108-ФЗ «О внесении изменения в статью 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
9. Уголовное наказание за совершение ряда преступлений ужесточат (с 4 мая)
Так, ст. 159.3 Уголовного кодекса «Мошенничество с использованием платежных карт» получит новое наименование – «Мошенничество с использованием электронных средств платежа», при этом санкция, предусмотренная ч. 1 этой статьи, будет ужесточена – арест на срок до 4 месяцев, как вид наказания, будет заменен на лишение свободы на срок до 3 лет. А по ст. 159.3 УК РФ и 159.6 УК РФ «Мошенничество в сфере компьютерной информации» будет понижено пороговое значение крупного размера ущерба с 1,5 млн руб. до 250 тыс. руб., особо крупного – с 6 млн руб. до 1 млн руб.
Кроме того, в ч. 3 ст. 158 УК РФ «Кража» появится новый п. «г», предусматривающий ответственность за кражу, совершенную с банковского счета, а равно электронных денежных средств. Максимальное наказание за совершение этого преступления суды будут определять в виде лишения свободы сроком до 6 лет с назначением штрафа и ограничения свободы до 1,5 лет.
Одновременно вводится уголовная ответственность за преступления в сфере госзаказа. В частности, за провокацию подкупа в сфере госзакупок виновных будут приговаривать к лишению свободы до 5 лет с возможным лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. А за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны работника контрактной службы либо иного представителя заказчика предусмотрена санкция в виде лишения свободы на срок до 3 лет.
Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 111-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»
10. Оформлять диагностические карты на транспортное средство после прохождения техосмотра специалисты будут по обновленным правилам (с 4 мая)
Так, операторы технического осмотра при выявлении несоответствия автомобиля хотя бы одному из обязательных требований безопасности транспортных средств будут обязаны указать в диагностической карте это несоответствие и дать заключение о невозможности эксплуатации транспортного средства, а не отказывать в выдаче карты, как это предусмотрено сейчас. Также региональные органы власти наделяются правом контролировать соблюдение установленного законом размера платы за выдачу дубликата карты. Соответствующие изменения будут внесены в ст. 9 и п. 2 ст. 14 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральный закон от 23 апреля 2018 года № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
11. Издержки по делам об административных правонарушениях с ИП будут взыскиваться в том же порядке, что и с юрлиц (с 4 мая)
К ИП будет применяться такой же подход по взысканию издержек, как и к юрлицам: издержки, за исключением сумм, выплаченных переводчику, будут относиться на счет ИП, совершивших административное правонарушение. При этом суммы, выплаченные переводчику относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, предусмотренном законом субъекта РФ, – на счет бюджета субъекта РФ.
В случае, когда производство по делу об административном правонарушении в отношении предпринимателя прекращено по реабилитирующим основаниям (предусмотренным подп. 1-3, подп. 5, подп. 7-8.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ), издержки по делу будут относиться на счет федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в статьи 24.7 и 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
12. Правила нотариального делопроизводства будут скорректированы (с 4 мая)
В частности, будет уточнен порядок регистрации получаемых нотариусом документов. Из перечня таких документов исключаются образы электронных документов на бумажном носителе, отображения на бумажных носителях информации, полученной из государственных реестров, федеральных информационных ресурсов и государственных регистров, находящейся в открытом доступе. При этом журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции будут вестись в электронной форме. Будут прописаны случаи, в которых производится замена печати нотариуса с воспроизведением Государственного герба РФ. Так, заменить печать нотариус обязан, если: изменился указанный на ней нотариальный округ нотариуса или его наименование; изменилось указанное на ней наименование государственной нотариальной конторы; изменились фамилия, имя, отчество нотариуса и т. д. При этом территориальный орган обязан выдать нотариусу гербовую печать в течение одного рабочего дня после ее получения из специализированного полиграфического или штемпельно-граверного предприятия – изготовителя.
Одновременно вносятся изменения в состав форм рабочих документов нотариусов. К примеру, исключается образец расписки в получении документов нотариусом (приложение № 3) и вносятся изменения в формы журналов регистрации входящей и исходящей корреспонденции (приложения № 4-5). Также вводятся формы описей наследственных дел, оконченных в соответствующем году, и дел, оконченных в соответствующем году, срок хранения которых не установлен.
Приказ Минюста России от 17 апреля 2018 г. № 69
13. Перечень оснований, при наличии которых уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, станет шире (с 14 мая)
Так, банки будут отказывать в совершении валютных операций не только в случае непредставления или представления необходимых документов с нарушением установленных требований, как это сейчас предусмотрено абз. 4 ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», но и в случае несоблюдения правил осуществления валютных операций, в том числе между резидентами, порядка ведения счетов в банках, расположенных за пределами территории РФ и нарушения иных требований валютного законодательства.
Кроме этого, будут уточнены нормы об административной ответственности за незаконные валютные операции. Так, за это правонарушение для должностных лиц предусматривается отдельная ответственность в виде штрафа в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб. А в случае повторного нарушения указанных лиц будут подвергать дисквалификации на срок от 6 месяцев до 3 лет. При этом штраф в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции будет распространяться и на ИП.
Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
14. Охрана труда в организациях связи будет осуществляться по новым правилам (с 20 мая)
Новые Правила по охране труда в организациях связи устанавливают государственные нормативные требования охраны труда в приемных и передающих радиоцентрах, на радиостанциях, на телевизионных станциях и ретрансляторах, на станциях космической связи, на телефонных станциях, на станциях радиотелефонной связи, в организациях, обеспечивающих подвижную радиотелефонную связь, кабельное и спутниковое телевидение и т. д. Они обязательны для исполнения работодателями – ИП и юрлицами независимо от их организационно-правовых форм. При этом ответственность за выполнение Правил возлагается на работодателя.
В документе перечислены основные вредные и опасные производственные факторы, которые могут оказывать воздействие на работников отрасли связи, среди них: повышенные уровни электромагнитного излучения и напряжения в электроцепях; попадание частиц оптоволокна на кожу работников; воздействия лазерного излучения и т. п. Устанавливается право работодателей определять дополнительные требования безопасности, улучшающие условия труда работников.
Приказ Минтруда России от 5 октября 2017 г. № 712н
15. Авиаперевозчики начнут выдавать грузоотправителям электронные перевозочные документы (с 27 мая)
Кроме этого, электронные перевозочные документы будут оформляться на перевозку почты.
Также будут уточнены правила определения периода воздушной перевозки пассажира в целях применения норм об ответственности перевозчика за причинение вреда его жизни или здоровью. С учетом изменений, указанный период будет включать в себя нахождение пассажира на борту воздушного судна, а также периоды посадки и высадки. Отметим, что в настоящее время воздушная перевозка пассажира включает в себя период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра и до момента, когда пассажир воздушного судна покинул аэродром. Порядок исчисления продолжительности периодов посадки и высадки определит Минтранс России.
Одновременно вводятся основания ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение багажа, груза и ручной клади при международных воздушных перевозках. Ответственность авиакомпаний в указанных случаях будет определяться в соответствии с международными договорами РФ. При этом течение срока исковой давности в указанных случаях, а также в связи с просрочкой доставки перевозимых грузов начинается со дня, когда воздушное судно должно было прибыть в пункт назначения.
Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 338-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1999 года»
В материале использованы фотографии следующих авторов: luckybusiness, lianna_s, kalinovsky, s4visuals, halfpoint, pressmaster, realinemedia, tan4ikk,trans961, Shell114, Syda_Productions, VadimVasenin, valphoto, PavelButsman, dell640, maximleshkovich (Depositphotos.com).