Вести Экономика ― Экономическое развитие Арктики: выгодные приоритеты

Add to Flipboard Magazine.

16.12.2017 10:14

Мoсквa, 16 дeкaбря — «Вeсти.Экoнoмикa». В пoслeднee дeсятилeтиe Aрктикa стaлa тeрритoриeй бурнo вoзрaстaющeгo внимания со стороны не только «восьмерки» арктических стран, но и азиатских государств с быстрым развитием национальных экономик (Китай, Япония, Корея, Индия, Сингапур). О роли Арктики в экономике России и перспективах развития рассказывает Михаил Слипенчук, зав. кафедрой рационального природопользования географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и руководитель ГК «Метрополь».

Михаил Слипенчук, руководитель ГК «Метрополь»

Политиков, бизнесменов, экспертов и журналистов интересуют открывающиеся возможности, связанные с глобальным изменением климата и с активным внедрением новых технологий и материалов. Таким образом, с Арктическим регионом связаны долгосрочные экономические и политические интересы многих стран мира и в первую очередь России. На это есть ряд причин. И первое – это ресурсы. Уже сейчас Арктика обеспечивает около 40% национального дохода России, здесь создается 90% объема общероссийского экспорта. Арктика является крупнейшим в мире рыбопромысловым районом, в котором также пересекаются интересы экономически развитых государств.

Для эффективного развития арктических территорий России необходимо создать Национальный арктический транспортный коридор. Ключевая роль в развитии национальной арктической транспортной системы принадлежит Северному морскому пути (СМП), который является кратчайшим между европейскими и азиатскими морскими портами. СМП как транзитный маршрут короче пути через Суэцкий канал почти на 60%, за счет этого на две недели сокращается продолжительность рейса, уменьшаются затраты на фрахт (около $1 млн) и топливо.

Однако, несмотря на глобальную перспективу, связанную с уменьшением ледового покрова и развитием Северного морского пути, грузопоток нарастает медленнее, чем планировалось (к 2015 г. объем грузоперевозок по СМП должен был достигнуть 10 млн тонн в год). Ожидания не оправдались. Пик был достигнут в 2013 г., когда по маршруту провезли 1,4 млн тонн грузов, а в 2014 г. на фоне антироссийских санкций и падения стоимости нефти этот показатель сократился в пять раз до 274 тыс. тонн. Ситуацию изменит запуск предприятия и порта по СПГ Сабетта. Ожидается, что благодаря перевозкам сжиженного газа и сырой нефти удастся круглогодично содержать открытым канал Северного морского пути.

Конечно, современные объемы грузоперевозок по СМП пока несопоставимы с объемами, перевозимыми по традиционному маршруту через Суэцкий канал, через который ежегодно проходит около 1 млрд т. грузов, что составляет 10% от всех мировых перевозок. От такого трафика Египет получает ежегодно более $5,0 млрд. После открытия канала-дублера поступления в египетский бюджет увеличатся почти в два раза.

Тем не менее основания для оптимизма есть. Как отмечалось, увеличение добычи нефти и газа на шельфе Северного Ледовитого океана и наращивание поставок углеводородов в Европу и Азию будут способствовать росту объема грузопотока по СМП. Только один порт Сабетта, благодаря заводу «Ямал СПГ», позволит нарастить объемы вывоза груза с 1 млн тонн до 16,5 млн тонн в год. Более того, порт Сабетта должен превратиться в многофункциональный узел Северного морского пути, который в перспективе можно будет использовать не только для экспорта газа с Ямала, но также для экспорта иной продукции с Урала и Сибири. По расчетам экспертов, уже к 2020 г. пропускная способность СМП может вырасти до 30 млн тонн, а общий потенциал этой морской артерии России оценивается в 50 млн тонн в год.

Фактором увеличения грузопотока по СМП, о котором сейчас много говорится, является глобальное изменение климата, таяние льдов и появление «открытой воды» на долгое время. По прогнозам Межправительственной группы экспертов по изменению климата, приблизительно к 2070 г. в летний период воды Арктики будут полностью свободны ото льда. По другим данным, это может произойти еще раньше. Некоторые исследования называют в качестве возможной даты 2035 г. К этому времени количество судов, проходящих через СМП, может вырасти почти в 20 раз.

Для превращения СМП в полноценный транспортный коридор потребуется восстановление, а зачастую и создание заново полноценной инфраструктуры: гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение, современные электронные карты, морские спасательные центры, береговая аварийно-спасательная служба, развитие ключевых морских портов с судоремонтными мощностями, система навигации и связи, новые морские и речные суда и многое другое. Современные российские ученые, в том числе В. Н. Лексин и Б. Н. Порфирьев разрабатывают новые организационные схемы «переосвоения» Арктики. Такой термин представляется спорным и вполне может быть заменен на «развитие», поскольку несет в себе оттенок утилитарности.

В настоящее время Россия активно создает в Арктике современные высокотехнологичные военные базы (Архипелаги Земля Франца-Иосифа, Новосибирские острова и другие). Некоторые зарубежные политики воспринимают такое повеление России как милитаризацию Арктики. Однако постоянное присутствие в Арктике оснащенных военных баз позволит не только обеспечивать национальную безопасность России, но и навигационную безопасность СМП и международных трансполярных перелетов гражданской авиации, а также развивать арктический туризм и проводить регулярные метеорологические исследования в этом труднодоступном регионе. Что, безусловно, укрепит международное сотрудничество.

Развитие Северного морского пути как международного консорциума с контрольным пакетом у России, а остальные участники – отечественные и иностранные инвесторы, крупные добывающие и судоходные компании. В качестве потенциальных партнеров могут выступить компании Сингапура, Японии, Китая, Индии, Кореи.

Вырученные средства будут направлены на развитие инфраструктуры, включая модернизацию воздушных, морских и речных портов, системы связи и навигации, а также на пополнение парка ледоколов и грузовых судов ледокольного класса. Становление СМП как важного международного транспортного коридора придаст дополнительный импульс развитию русского Севера и привлечет новые инвестиции.

Международное сотрудничество в Арктике регулируется исключительно «Конвенцией ООН о морском праве». Следует отметить, что среди всех стран-членов Арктического совета (межгосударственный орган с совещательным правом) лишь США уклонились от подписания данного документа. Но, справедливости ради, следует признать, что все положения конвенции в Арктике ими выполняются. Для объединения усилий активного экономического развития Арктики следует создать международный финансовый институт, например Арктический банк международного сотрудничества.

Актуальной темой для обсуждения является также неурегулированный до сих пор вопрос о разграничении Арктического шельфа. В 2016 г. Россия подала заявку в ООН о своем праве на часть Арктического шельфа. Материалы были подготовлены на основании результатов советских и российских научных исследований.

Таким образом, следует признать, что Арктика до сих пор в достаточной степени не исследована и ее дальнейшее развитие невозможно без участия Российской науки. Россия обозначила свои приоритеты и свой статус в Арктическом регионе. Усиление приарктической деятельности России будет способствовать изучению и использованию ресурсов Мирового океана в интересах национальной безопасности, экономического и социального развития, расширения международных торгово-экономических связей.

Бизнес заинтересован в развитии Северного морского пути. Однако для успешного результата следует увеличить финансирование научных исследований, усовершенствовать транспортную и финансовую инфраструктуру, гармонизировать российское законодательство и международное право.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.