Вести Экономика ― Санкции против ОФЗ России в аргументах и цифрах

Add to Flipboard Magazine.

06.02.2018 16:45

Мoсквa, 6 фeврaля — «Вeсти.Экoнoмикa». Интeрeсующиeся нaвeрнякa видeли нoвoсть, рaспрoстрaнeнную eщe 2 фeврaля aгeнтствoм Bloomberg. Рeчь o любoпытнoм документе, который Минфин США подготовил по требованию конгресса. В нем сделан вывод о негативных последствиях для самих же США, которые повлекло бы за собой введение запретов на покупку российских долговых бумаг американскими инвесторами и компаниями, на которые США могут юридически и финансово воздействовать. Большинство русскоязычных СМИ цитировали лишь ключевые выводы, а между тем и некоторые цифры, и логические связки также представляют интерес. С оригиналом документа внимательно ознакомился шеф-аналитик ГК «ТелеТрейд» Пётр Пушкарёв и поделился с нами подробностями.

Одна из широко растиражированных цитат: «Распространение санкций на новый суверенный долг России и на весь спектр связанных с ним производных ценных бумаг может ограничить конкурентоспособность крупных управляющих активами компаний в США и оказать потенциальные побочные влияния на глобальные финансовые рынки и на бизнес в целом».

Внимание заслуживает уже выделенное курсивом в оригинале слово «новый», ведь уже в преамбуле документа говорится: «Проделанный анализ не включает в себя последствия возможных запретов на обращение существующих выпусков российских долговых бумаг и существующих производных инструментов». Минфин сразу как бы расставляет акценты, показывая, что и негатива от более щадящих ограничений на покупку только новых выпусков бумаг достаточно, чтобы засомневаться в целесообразности подобных мер.

Дальше доклад методично подводит базу под высокую устойчивость и притягательность для инвесторов рынка российских ОФЗ. Материал подан словно ликбез для некоторых неучей-конгрессменов, и явно делается вывод: что Россия по-серьезному хотела взять в займы, то она главным образом уже взяла. А значит, ограничат они покупки, давление на Россию это окажет, но ограниченное. Далеко не как на Венесуэлу, где всех золотовалютных резервов осталось не $450 млрд, а всего $10 млрд, и почти столько же им нужно в год платить процентов по долгам, так что даже нефть не всегда хватает средств уже от примесей очистить. Потрясет наш рынок ОФЗ краткосрочно, отмечается в докладе, ненадолго подскочит доходность этих бумаг (брать придется под более высокий процент). Но под этот временный скачок доходности, а значит, и на более привлекательные условия, на рынок ОФЗ зайдут инвесторы из других стран, получат конкурентные преимущества, а вот по рынкам США наверняка еще и будет нанесен некий удар «возмездия России (retaliation) против американских интересов».

В начале доклада упоминается: «После 2 лет рецессии в России из-за падения нефтяных цен и западных санкций экономика в 2017 г. отскочила, начала восстанавливаться». Отмечена наша рекордно низкая инфляция, малый процент публичного долга: всего 15% по отношению к ВВП. Всячески и далее напоминают об устойчивости России к стрессам. «На конец 2017 г. Российской Федерацией выпущено бондов на общую сумму, эквивалентную $160 млрд, из которых $122 млрд — это «внутренние» бонды (ОФЗ) и $38 млрд — «внешние» евробонды». ОФЗ оцениваются как «важный инструмент, финансирующий российский бюджетный дефицит и управляющий ликвидностью банковского сектора». А евробонды «Россия выпускает в основном в целях пополнения валютных резервов, для обслуживания внешнего долга и импорта облигаций, а также в имиджевых целях, чтобы быть в поле зрения международных инвесторов, особенно в Европе».

И дальше знаковая деталь: «В 2018-2019 гг в России планируются выпуски новых внутренних бондов примерно на $17 млрд в год, а затем объемы выпусков нового долга будут потихоньку уменьшаться, так как бюджет будет постепенно приходить к балансу. А внешне постоянный профицит текущих счетов России, поддерживаемый экспортом энергии и объемными резервами в иностранной валюте, и вполне приемлемое расписание выплат по номинированной в долларах части долга лимитируют потребность в выпуске евробондов на ближайшие годы».

В общем, переживет Россия без евробондов, если что. Зачем же этот «один из крупнейших развивающихся рынков» нужен инвесторам? Высокие проценты по купонам – понятно, прямая прибыль фондов. Но, кроме этого, в анализе Минфина США утверждается: «Связанные с суверенным долгом деривативы включают в себя широкий спектр инструментов, в том числе валютные деривативы, свопы на процентные ставки и кредитно-дефолтные свопы, с помощью которых российские и международные инвесторы управляют рыночными рисками и спекулируют на рыночных движениях. Всем этим набором инструментов, а не только напрямую связанными с долгом кредитно-дефолтными свопами, инвесторы хеджируют риски, связанные с процентными ставками и с валютным курсом рубля, то есть защищаются от рисков, внутренне присущих рублевым бондам». Защищаются от факторов, способных повлиять на доходность бондов, таких как изменения в процентных ставках. Защищаются от странового дефолта, покупая CDS – кредитно-дефолтные свопы. И защищают саму инвестируемую сумму и доход, чтобы денег потом не стало по итогу меньше в валютном эквиваленте из-за колебаний курса рубля, покупая, например, фьючерсы и опционы на курс доллар/рубль.

И если рынок деривативов, связанных с флуктуациями процентной ставки и курсом рубля, доклад оценивает всего лишь в $2,7 млрд, из которых $200 млн приходится на США, $700 млн на Францию, $400 млн на Великобританию и $600 млн на Италию, то рынок CDS на Россию оценивается аж в $72 млрд.

Именно через рынок CDS весь западный бизнес в России страхуется формально от дефолта. Отсюда, указывая мягко на взаимосвязь скачков доходностей по ОФЗ в случае вызванных потрясений еще и со скачками котировок вверх на рынке CDS, доклад как бы намекает: все чревато удорожанием условий работы и недополученные в итоге прибылями, а то и убытками для всех действующих в России западных компаний — и для реального, и для финансового секторов. Не говоря уже о возможном синхронном росте ставок доходности на развивающихся рынках, что также упомянуто: там появятся перекосы на долговом и фондовом рынках, куда-то может из-за выросшей доходности начать стремиться больше капитал.

В открытой части записки об этом не сказано, но существует и секретная часть, где может содержаться что угодно. Допустим, может напрямую и без экивоков уже для самых «понятливых» сторонников санкций рассказываться об «актах возмездия». Например, что за собой потянет реальная возможность распродажи Россией хотя бы $50 млрд из $100 млрд имеющихся у ЦБ американских бумаг. Ведь не факт, что в этих условиях другие страны переложатся именно в провоцирующую конфликт Америку, куда и так у всех вложены максимальные суммы. Скорее захеджируются, выберут иные страны и юрисдикции. Кстати, Минфин однозначно не рекомендует вводить санкции, если к ним не присоединятся европейцы. А США, вообще-то, кровь из носу нужно в этом году разместить новых бумаг на рекордный триллион долларов, чтобы финансировать утвержденный уже дефицит под налоговую реформу. И, может быть, себе дороже устраивать разборки с возможной раскачкой на долговом рынке. Доходности на долговом рынке США и так зашкаливают, доходили на днях на пике до 2,88%. Спрос уже на «казначейки» стал слабее, этим и вызван рост доходности. Если размещать еще на более жестких условиях бумаги, то придется больше по долгам потом платить. А ну как русских и Китай поддержит, продав еще часть из своих запасов «не поэтому» формально, но с учетом… И как себя частные инвесторы поведут, еще вопрос.

Может ускориться финансовое сближение стран БРИКС. Для их компаний вырастет в России стоимость хеджирования, то есть защиты от рисков, как уже говорилось. Всем компаниям из этих стран, ведущим в России свой бизнес, придется и CDS дороже покупать страховочные, и контракты на защиту от флуктуаций колебаний курса рубля закупать надо будет в большем объеме и на менее выгодных условиях. Китай и другие инвесторы не заинтересованы в ухудшении условий в России и чисто экономически: им придется самим тогда брать на себя большую долю финансирования в совместных проектах, да и потребительский спрос желателен. Вполне могли уже американцам высказать: что, мол, не делайте так, а то мы будем менее уступчивы в каких-нибудь других торговых вопросах, и если для вас рынок России неважен, то для нас важен.

И Госдеп с докладом об оборонных санкциях, а теперь и Минфин США в одну дудку пытаются убедить конгресс и сторонников версии, что «Трамп – русский шпион», что хватит с Россией бодаться, посеешь ветерок – пожнешь бурю. Да и мало результативно. Администрация Трампа уже показала свое нежелание на деле усугублять против России какие-либо санкции, составив издевательские по форме списки фигурантов «по методу Полонского» – все, у кого есть миллиард, плюс телефонный справочник российских властных структур скопировала. И дотянули демонстративно со всем этим до последнего положенного законом дня, всячески давая понять, что не считают они нужным в этом активно участвовать. А лишь формально выполнили постановление конгресса день в день.

Не знаем, что осталось в секретной части. Но замечу, что и несекретную-то часть про санкции против ОФЗ сам где-то Bloomberg раздобыл. Минфин публиковать ее, в отличие от популистского «кремлевского списка», как видим, не стремился, считая, очевидно, что такие вопросы лучше обсудить с конгрессом тет-а-тет, в своем кругу и не будить зря лихо, пока тихо.

В качестве же официального в конце предложен вывод: «Масштаб и весь спектр последствий распространения санкций на суверенный долг и связанные с ним производные бумаги не очевидны [или их сложно однозначно оценить] (в оригинале — is uncertain), эффекты могут быть перенесены (могут сказаться) как на Российскую Федерацию, так и на американских инвесторов и бизнес».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.