Встречные вопросы. Что на повестке очередного серьезного разговора Минска и Москвы

Встрeчa прeзидeнтoв Бeлaруси и   Рoссии и   иx   «рaсширeнныx сoстaвoв» прoйдeт 21   сeнтября в   Сoчи. Здeсь прoйдут и   пeрeгoвoры в   ширoкoм сoстaвe, и   встреча «один на   один». Александр Лукашенко в   недавнем интервью отмечал, что новые проблемы во   взаимоотношениях с   ближайшим соседом появляются. Впрочем, и   старые кардинально не   решаются. От   итогов нынешних переговоров будет зависеть многие болезненные для Минска вопросы, причем и   в   краткосрочной, и   в   среднесрочной перспективе. Речь, в   частности, о   получении бонусов от   «перетаможки», и   вопросе компенсации последствий налогового маневра, грозящего Беларуси серьезными финансовыми потерями.



Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BYДобыть или забыть: проблема братской нефти

Лукашенко не   скрывает   — между ним и   Путиным иногда «искрит». А   если кругом   — нефть, это небезопасно. Именно нефтяной вопрос может стать на   встрече ключевым после ряда весьма болезненных ударов по   планам Минска.


Россия планировала с   четвертого квартала 2018 года ограничить беспошлинные поставки нефтепродуктов в   Беларусь, аргументируя инициативу «увеличением реэкспортных поставок российских нефтепродуктов в   страны Балтии и   Украину», что приносит белорусскому бюджету дополнительные доходы, а   российскому   — убытки.


Сперва речь шла о   введении баланса поставок нефтепродуктов, который белорусская и   российская стороны согласуют до   1   октября. Позже министр энергетики России уточнил   — по   нефтепродуктам в   балансе нули. То   есть поставки нефтепродуктов Минску не   светят. Как, возможно, и   деньги от   «перетаможки».


Президент Беларуси уверен, что нефтяные претензии появились из-за увеличения поступления в   белорусский бюджет средств от   «перетаможки» нефти, связанной с   ростом цен на   нефть.


Напомним, что в   2017 году Москва и   Минск договорились о   поставке 24 млн тонн нефти в   год в   рамках индикативного баланса, из   которых фактически поставляется 18 млн т, а   за   6 млн т   Россия компенсирует Беларуси в   рамках процедуры «перетаможки». «Это было, когда нефть стоила 40−50 долларов. Нефть подскочила, и   нам в   бюджет попало несколько больше денег, чем ожидали российские эксперты и   правительство. Так случилось. А   если   бы цена упала, мы   могли   бы получить только половину»,   — подчеркнул президент.


Ответил президент и   на   упреки в   том, что компании покупают темные нефтепродукты, мазут и   газойли, и   в   Беларуси перерабатывают и   продают на   внешнем рынке. «Так что здесь нового? Мы   купили товар, за   него заплатили. Точно так металлы покупаем, комплектующие, делаем трактор МТЗ и   продаем. Претензий   же нет. Нет, здесь, как я   говорю, отходы нефтепереработки, которые не   реализуются в   России, компании продали нашим, мы   доработали (нашли технологию), продали, заработали какую-то копейку».


В   итоге взлетевший было импорт нефтепродуктов ожидаемо просел. А   перспективы создания единого рынка нефти и   газа ЕАЭС к   уже не   столько далекому 2025 году кажутся все более туманными.



Фото: ReutersГлавное   — маневры: как компенсировать и   рефинансировать соседа

Налоговый маневр, который начинается в   России, лишает белорусский бюджет экспортных пошлин на   нефть. И   весьма не   вовремя. Беларусь в   2019 году должна выплатить по   внешнему долгу 3,7 млрд долларов и   хотела   бы рефинансировать половину выплат. Для погашения второй половины долга выпадение части доходов от   пошлин (только в   первом полугодии их   поступило в   бюджет примерно на   1 млрд рублей) весьма неприятно.


Потери Минска от   братских маневров в   первый год   составят 300 млн долларов и   достигнут примерно 2 млрд долларов через пять лет. Минску обещают компенсацию   — о   ней   говорил недавно министр экономики. Но   о   ее механизме еще предстоит договориться.


Беларусь также обсуждает Россией выделение кредитов на   1,4 млрд долларов, о   чем недавно заявил премьер-министр Сергей Румас. В   планах на   2019 год значится рефинансирование 1 млрд долларов по   линии белорусско-российского сотрудничества. Кроме того, Минск ожидает шестой и   седьмой транши от   подконтрольного Москве Евразийского фонда стабилизации и   развития на   общую сумму 400 млн долларов. ЕАБР заверяет, что деньги вскорости придут.



Свой-чужой: взаимный допуск на   рынки промпродукции буксует

В   августе президент Беларуси жестко прошелся по   давней проблеме. «У   нас сейчас тяжелый период   — россияне ведут себя варварски по   отношению к   нам, публично об   этом говорю. Они от   нас требуют чего-то, как будто мы   вассалы у   них, а   в   рамках ЕАЭС, куда они нас пригласили, они выполнять свои обязательства не   хотят. Вот они и   создают неконкурентную ситуацию»,   — заявил Лукашенко, посещая «Гомсельмаш».


«Мы   зажаты с   Запада разными „клаасами-лексионами“ и   т.д., и   мы   зажаты, к   сожалению, с   Востока нашим старшим братом, который ведет себя в   конкуренции недобросовестно. Они „Ростсельмаш“ свой всячески поддерживают, субсидируют, нарушая наши договоренности в   Евразийском экономическом союзе. Это неправильно, несправедливо, и   эту проблему мы   не   снимаем с   повестки дня белорусско-российских переговоров на   уровне правительств и   даже президентов»,   — подчеркнул Александр Лукашенко.


Есть вопросы, причем взаимные, и   к   допуску на   рынки легковушек. И   для Беларуси, и   для России вопрос болезненный и   принципиальный.



Фото: ReutersПриятного аппетита, или Через что проходит путь к   сердцу союзника

Еще в   июне Россия и   Беларусь договорились о   снятии взаимных ограничений по   поставкам молочной продукции, ключевой позиции белорусского продовольственного экспорта. Шли месяцы, а   продвижения по   «дорожной карте» оказались довольно слабыми. Настолько, что даже российские потребители возмутились, заявив, что ограничения на   ввоз молочного сырья из   Беларуси угрожают российской пищевой промышленности.


Речь идет о   сухом обезжиренном молоке, деминерализованной сыворотке и   других продуктах, ключевых в   производстве кондитерских изделий, детского питания и   мороженого. Причем российские производители указывают, что внутри страны производители не   могут удовлетворить спрос.


Встреча глав двух профильных министерств накануне пятничного визита прошла, судя по   сообщениям, конструктивно, хоть и   без прорывов. И   балансы на   будущий год согласовали, и   по   претензиям прошлись. Однако новый глава Минсельхоза России, Дмитрий Патрушев, напомнил, что ожидает от   Минска встречных шагов по   расширению доступа российской продукции в   Беларусь. В   частности, речь идет о   снятии ограничительных мер в   отношении поставок кормов. Не   спешат в   Минске давать зеленый свет и   российской мясной продукции, конкурировать с   которой белорусам весьма непросто по   объективным причинам вроде того   же субсидирования.



По   данным ФТС России, в   первом полугодии 2018 года на   территорию страны было ввезено 2,72 млн тонн белорусского молока и   молочных продуктов. По   молочной продукции доля Беларуси в   российском импорте составляет 84%.




Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BYШенген на   двоих: визовые проблемы безвиза

Работа над соглашением о   взаимном признании виз в   Беларуси и   России продолжается больше года. В   итоге вопрос по   пересечению внутренней границы гражданами третьих стран остается не   решенным, создавая неприятные для иностранцев сложности с   перемещением между странами.


Все оптимистичные заявления о   скором подписании соглашения (до   конца 2017 года, весной 2018-го года) пока остались не   реализованными. Очередной дедлайн возобновления переговоров   — осень 2018-го.


Обострение проблемы взаимного признания виз произошло из-за введения, а   потом и расширения Минском безвизового режима для граждан многих стран. В   феврале 2017 года стало известно о   том, что Россия устанавливает на   границе с   Беларусью пограничную зону. С   15   мая того   же года все белорусские рейсы в   российских аэропортах перевели в   международные терминалы. Как выражался президент, между Беларусью и   Россией появилась «самая странная граница в   Европе».


Напомним, с   2014 года поднимался и   вопрос единой визы Союзного государства   — мини-«шенгена» для двух стран. Пока также безрезультатно.



Разное: от   цифровизации до   внешнего давления

Традиционно в   повестке наверняка будут и   другие вопросы, от   вечных, вроде цифровизации и   борьбы с   нелегальной миграцией, от   обострившихся под давлением вводимых в   отношении России санкций вопросов макроэкономической стабильности. А   со   стабильностью у   соседей   — очевидные проблемы. В   итоге вслед за   российским рублем хандрил и   белорусский, Центробанку России пришлось повысить ставку рефинансирования и   прогноз по   росту российской экономики (не   выше 2%) не   оставляет Беларуси надежды на   благоприятную внешнюю конъюнктуру. Об   этом тоже стоит поговорить.

 

Теги: Минск
 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.