Eкaтeринa Дoбрикoвa
legenda / Shutterstock.com
С 6 мaя нa рaссмoтрeнии дeпутaтoв Гoсдумы нaxoдится рaзрaбoтaнный Минкaвкaзa Рoссии зaкoнoпрoeкт1, прeдпoлaгaющий прoвeдeниe экспeримeнтa пo рaзвитию курoртнoй инфрaструктуры зa счeт курoртныx сбoрoв. Укaзaнный экспeримeнт прeдлaгaeтся прoвeсти в Рeспубликe Крым, Aлтaйскoм, Крaснoдaрскoм и Стaврoпoльскoм крaяx с 1 янвaря 2018 гoдa пo 31 дeкaбря 2022 гoдa. Сoбрaнныe срeдствa, пo зaдумкe aвтoрoв инициaтивы, нaпрaвят нa прoeктирoвaниe, стрoитeльствo, рeкoнструкцию, сoдeржaниe и блaгoустрoйствo oбъeктoв курoртнoй инфрaструктуры. A уплaчивaть курoртный сбoр дoлжны будут лицa, oстaнoвившиeся в гoстиницe, хостеле или частном доме более чем на сутки. Определено, что размер курортного сбора не может составлять более 100 руб. за сутки – конкретный размер будет определяться соответствующим субъектом Федерации.
Законопроект также определил круг лиц, которые освобождаются от уплаты сбора. Среди них:
- лица, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя РФ или являющиеся полными кавалерами ордена Славы;
- лица, удостоенные звания Героя Социалистического Труда или Героя Труда РФ либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;
- участники Великой Отечественной войны;
- инвалиды 1 и 2 группы;
- лица, прибывшие на территорию эксперимента с целью получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
- дети в возрасте до 18 лет; О том, можно ли закрепить в локальном нормативном акте порядок разделения отпусков работников на части, рассчитанный на неоднократное применение, узнайте из материала «Разделение ежегодного оплачиваемого отпуска на части« в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ - лица в возрасте до 24 лет, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях, расположенных на территории эксперимента;
- лица, постоянно работающие на территории эксперимента на основании трудового договора или служебного контракта;
- лица, имеющие место жительства на территории эксперимента и др.
Этот перечень является открытым – регионам предоставлено право самостоятельно определять дополнительные категории лиц, освобожденных от уплаты сбора.
Взимать курортный сбор с гостей должны будут владельцы объектов размещения, причем как юридические лица и ИП (гостиницы, отели, хостелы и др.), так и физические лица, не имеющие статуса ИП (собственники предоставляемых туристам комнат, домов и прочих жилых помещений).
«Правительством РФ будут утверждены показатели эффективности, и субъекты Федерации будут регулярно предоставлять в уполномоченный Правительством РФ орган отчеты о достигнутых результатах. По итогам эксперимента можно будет понять, какая практика эффективнее работает, и сформировать предложение о целесообразности распространения этой практики на всю страну», – поделилась директор Департамента инвестиционных проектов Минкавказа России Ольга Рухуллаева в ходе организованного ОП РФ на прошлой неделе «нулевого чтения» указанного законопроекта. При этом, по ее словам, не исключено, что эксперимент вообще себя не оправдает. И эксперты видят для этого ряд предпосылок.
Так, председатель Комиссии ОП РФ по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елена Сутормина отметила: «Эксперты нашей комиссии в целом не поддерживают представленный законопроект. Курортный сбор может привести к тому, что турпоток снизится». Поддержал это опасение и член Общественного совета при Ростуризме, член Координационного совета по развитию детского туризма при Правительства РФ Сергей Минделевич: «Законопроект крайне непродуман и несвоевременен. Только туристическая отрасль стала восстанавливаться, а мы бьем по ней наотмашь. С учетом того, что никакие меры для привлечения туристов у нас не действуют, мы только их отвадим от посещения этих регионов».
«Нельзя подменять проблемы межбюджетных отношений и переваливать их на плечи простых граждан, причем тех, которые и так, приезжая на курорт, решают государственную задачу по привлечению финансов в отрасль», – заявил советник Председателя Федерации независимых профсоюзов России Виктор Шмаков.
Среди наиболее существенных претензий к законопроекту эксперты назвали следующие.
1
Высокая сумма сбора. «Для россиянина сумма в 100 руб. за сутки на сегодняшний день слишком велика, особенно если он захватил с собой всю семью и намерен пробыть в курортной местности две недели и более», – подчеркнула заместитель секретаря ОП РФ Лидия Михеева. Стоит, однако, отметить, что законопроект предоставляет регионам право самостоятельно установить размер сбора. «Дифференцированная ставка установлена как раз для того, чтобы регионы могли поставить ту, которая им удобна в зависимости от сезона, от местоположения муниципального образования, от качества инфраструктуры и т. д. «, – поделилась Ольга Рухуллаева. Так, депутаты Госдумы от Алтайского края, по словам Лидии Михеевой, выразили готовность взимать всего по 30 руб. в сутки с человека. «Но население не верит – люди считают, что если в законе написано «до 100 руб.», будет именно 100 руб.», – добавила она.
2
Наличие «теневого сектора». «Есть гостиницы, которые как гостевые дома принимают туристов. Официально они не зарегистрированы, налоги не платят. То есть фактически они будут брать сбор, но не будут его перечислять?», – поделилась опасениями Елена Сутормина. «Не сомневаюсь, что гостиницы с большой долей вероятности курортный сбор соберут. Вопрос состоит в том, как собрать его с туристов, размещающихся в частном секторе? Сейчас лица, которые размещают у себя туристов должны платить НДФЛ. Они его не платят. Есть ли у нас эффективный механизм сбора НДФЛ? Нет. А раз не удается собрать НДФЛ, не удастся собрать и курортный сбор», – поддержал председатель общественной организации «Союз пассажиров», член экспертного совета при Правительстве РФ Кирилл Янков.
3
Отсутствие инфраструктуры. «За что платить, если нет инфраструктуры? Нет ни чистоты, ни порядка, ни дорожек, ни туалетов, ни зонтиков, а ты плати», – выразила мнение общественности Лидия Михеева. Солидарна с ней и декан юридического факультета Алтайского государственного университета Наталья Карлова: «Почему мы должны создавать инфраструктуру за счет туристов? Во всем цивилизованном мире сначала создают инфраструктуру, а потом взимают за это деньги».
4
Недоработанный перечень лиц, освобожденных от уплаты курортного сбора. Так, например, законопроект предусматривает, что от сбора освобождаются студенты в возрасте до 24 лет, обучающиеся по очной форме обучения на территории эксперимента. Все остальные студенты обязаны этот сбор уплачивать. По мнению Елены Суторминой, это идет вразрез с идеей развития внутреннего молодежного туризма. А Кирилл Янков добавил, что, предоставляя льготы очникам, авторы законопроекта забыли о студентах, обучающихся заочно: «Во многих курортных зонах есть учебные заведения, студенты которых, живя в общежитии и обучаясь заочно, должны будут платить курортный сбор». Эксперты убеждены, что льготы должны быть предоставлены всем студентам вне зависимости от того, где именно они проходят обучение и по какой форме. Кроме того, общественники настояли на том, чтобы в перечень лиц, освобожденных от уплаты курортного сбора, были включены пенсионеры (в текущей версии документа на них льготный порядок не распространяется).
5
Риск коррупции. «Гораздо проще станет жить тем недобросовестным участковым, которые получат за счет курортного сбора дополнительный источник дохода. Ведь можно приходить в каждый частный жилой дом, находящийся возле моря, и вымогать деньги у владельцев, предоставляющих туристам жилье без соответствующего оформления. К сожалению мы не изжили такую практику», – убеждена Лидия Михеева. Кроме того, по мнению Сергея Минделевича, не исключены и злоупотребления должностных лиц при распределении и расходовании полученных за счет курортного сбора средств: «Надо в каждом регионе создавать общественный совет, который контролировал бы куда идут деньги от курортного сбора».
Несмотря на существенные замечания к законопроекту, большинство экспертов относятся к самой идее курортного сбора скорее положительно. «Отказываться от этого законопроекта не нужно, его надо дорабатывать, определить более четко понятие и механизм реализации закона и вернуться к его обсуждению повторно», – убеждена Наталья Карлова.
«В целом с концепцией мы согласны, но считаем, что законопроект требует доработки. Необходимо уточнить сам размер сбора, который должен быть необременителен и ни в коем случае не должен отразиться на стоимости туристического продукта. Мы присоединяемся к предложениям о том, что нужно сделать механизм этого сбора, его учета и использования прозрачным. Каждый турист должен знать, куда ушли его деньги. Более того, мы хотели бы пересмотреть льготные категории, включить туда людей пенсионного возраста. Эта категория особо нуждается в отдыхе и оздоровлении, но каждые 100 руб. имеют для них особое значение», – заключила начальник Правового управления Ростуризма Изо Арахамия.