Закон, защищающий Россию от мусорной катастрофы, «застрял» в Госдуме

Рeчь идeт o зaкoнoдaтeльнoй oтмeнe нaлoгa нa   дoxoд физичeскиx лиц oт   рeaлизaции макулатуры. Ничего удивительного в   этом нет: макулатура, пригодная для переработки, составляет до   30% от   всех   захораниваемых   отходов. Анаэробное разложение макулатуры является катализатором процесса формирования отравляющего свалочного газа: разогревая ядро мусорного полигона, гниющая макулатура «пробуждает» наиболее опасные для здоровья человека токсичные вещества. К   примеру, вспененный полистирол при нагревании выделяет   диоксины, вызывающие рак и   химический СПИД: они разносятся на   десятки километров от   полигона и   накапливаются как в   организме человека, так и   в   биосфере планеты, загрязняя воздух, почву, воду и   пищу.

Изъять опасный компонент из полигона поможет система раздельного сбора: благодаря ей все отходы, которые возможно переработать, избегут участи гниения на   свалке. Проблема заключается в   том, что россияне практически перестали сдавать макулатуру на   переработку. На   изменение текущего положения дел и   направлен «зависший» в Госдуме законопроект.

Один из соавторов документа, депутат Госдумы Владимир Афонский связывает нулевую активность граждан в   переработке макулатуры с   тем, что эта деятельность облагается налогом — а   людям вовсе не   хочется тратить время на   регулярное заполнение и   подачу декларации.

«В случае принятия законопроекта, в   каждой семье, полагаю, будут более бережно относиться к   бумажным отходам, что в, конечном итоге, должно привести к   увеличению приемных пунктов, загрузке наших предприятий, сбережению сотен миллионов деревьев и   приучению наших детей к   бережному отношению к   экосистеме,   —   утверждает   парламентарий. —   Кстати, как показала практика, налоговые поступления в   бюджет от   реализации макулатуры физическими лицами в   настоящее время отсутствуют».

По действующим сегодня архаичным нормам, для сдачи макулатуры на   переработку придется предоставить паспортные данные, оформить массу документов и   заплатить 13% от   дохода. Не говоря уже о том, что при покупке изделия и последующей продаже сырья никакого дохода получить не выйдет: сырье просто не может стоить дороже изделия. К примеру, стоимость книги составляет 100 рублей, а макулатуры при сдаче ее на переработку   — пять рублей. При 95 рублях чистого убытка государство настаивает еще и на уплате налога.

Автор законопроекта об отмене НДФЛ от   реализации макулатуры Александр Фокин уже два года кряду   поясняет   коллегам, что налог на   доход от   макулатуры является одной из   главных причин современного варварского подхода к   утилизации твердых бытовых отходов.

«Мы выносим на   помойку куски дерева и   целые деревья,   — возмущен текущим положением дел парламентарий. —   У   нас из   14 миллионов тонн образующейся макулатуры перерабатывается примерно три миллиона, остальное выбрасывается. Между тем, одна тонна бумаги   — это примерно 14−17 деревьев, которые должны быть спилены».

Эти доводы убедили парламент единогласно принять законопроект в первом чтении 21   марта 2018 года. Но документ не   устроил руководство думского комитета по   бюджету и   налогам: комитет подписал негативное заключение, на основании которого   был представлен перечень поправок в   законопроект для внесения ко   второму чтению. Эти поправки кардинально меняют цели законопроекта, делая его совершенно нерабочим.

Налоговый комитет полагает, что из-за отмены НДФЛ от реализации макулатуры существенно прохудится бюджет (вспомним слова депутата Афонского о   том, что налоги от   реализации макулатуры физическими лицами на   сегодня в   казну не   поступают), а   также возникнут новые возможности осуществления криминальных схем по   уклонению от   уплаты налогов и   отмыванию средств.

Кроме того, в заключении   налогового комитета   предлагается создать некий механизм порядка подтверждения нахождения макулатуры в   собственности физического лица. Говоря простыми словами, члены комитета считают, что граждане, сдающие макулатуру на   переработку, должны подтверждать, что сырье принадлежит именно им.

Эти доводы на поверку оказываются совершенно несостоятельны. По   действующему законодательству макулатура является движимым имуществом, регистрация прав собственности на   которое не   требуется, напоминают юристы. А   исходя из   системного толкования норм гражданского права лицо, во   владении которого находится макулатура,   презюмируется   ее   собственником: доказывать права на   владение макулатуры при сдаче ее   на   переработку   — это требование из   области фантастики.

Гигантскую «отмывочную» на пунктах приема макулатуры также не построишь: чтобы заработать на   макулатуре 600 тысяч рублей (как минимум такой по   закону должна быть сумма, чтобы операция была подвергнута контролю налоговиков), физическому лицу придется пригнать к   пункту приема около трех   еврофур, набитых 60 тоннами макулатуры. Следовательно, ему нужно озаботиться складскими помещениями объемом минимум в 300 квадратных метров, а также устройством прессовки и   погрузки сырья. Заинтересует   ли столь невыгодная схема представителей криминального мира? Под силу   ли провернуть подобную операцию рядовым гражданам, желающим сдать макулатуру на   переработку? Ответ очевиден.

Руководство налогового комитета настаивает также на придании предложенного освобождения от налогообложения временного характера: отмену НДФЛ предлагают ограничить двумя годами. Но ни один здравомыслящий предприниматель попросту не станет вкладывать средства в бизнес на временной основе, не имея абсолютно никаких гарантий, что через два года что-либо не изменится. А ведь для обеспечения системы раздельного сбора необходимо создание инфраструктуры по приему у населения макулатуры. Как создать такую инфраструктуру, если предприниматели, не видят долгосрочной перспективы развития в условиях «временного» освобождения от НДФЛ?

«Все подобные сделки носят копеечный характер», — напомнил в комментарии МК   первый зампред Центрального Совета Всероссийского общества охраны природы по   развитию и   координации работы с   регионами   Элмурод   Расулмухамедов. По   его словам, никакого вреда нашему бюджету они принести не могут, следовательно, снятие лишнего администрирования и   налогооблаженияс   реализации макулатуры   — инициатива весьма здравая.

«Наличие НДФЛ от реализации макулатуры сегодня сдерживает экологический и   воспитательный эффект, и это нас огорчает,   — продолжает эксперт. —   Сейчас наша задача   — разобраться с   этими вопросами, так как макулатура станет примером обращения с   вторичными материальными ресурсами. Если мы   сегодня успешно пройдем эту сложную цепочку изменения законов и   подзаконных актов, то   в   дальнейшем по   такой   же схеме будут добавляться и   другие ресурсы».

Не стоит забывать, что 2018 год объявлен в России Годом добровольца. Сложно представить отряды волонтеров, собирающих макулатуру для переработки, если в стране отсутствует необходимая для этого инфраструктура. Волонтеры попросту не смогут компенсировать свои затраты — о каком воспитании культуры раздельного сбора может идти речь?

Таким образом, НДФЛ от реализации макулатуры является исключительно административным барьером. Никаких выпадающих доходов бюджета от его отмены не последует. В то же время затягивание его отмены приводит к ежегодному уничтожению 216 миллионов деревьев и усугублению проблемы захоронения отходов, которая в свою очередь будет и далее провоцировать протесты разгневанных мусорным кризисом россиян.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.