фoтo: youtube.com
Видeoпeрфoрмaнс «Игра в салочки» впервые был показан публике еще в 2015 году на выставке «Польша – Израиль – Германия. Опыт Аушвица» в Музее современного искусства в Кракове. Многих неискушенных современным искусством зрителей он тут же поверг в шок. В фильме несколько полностью обнаженных мужчин и женщина разного возраста играли в салочки в пустом помещении с бетонными стенами. Лишь в конце фильма выясняется, что съемки проходили в двух местах – нейтральном и в газовой камере концлагеря Штуттгофа, где проводились чудовищные медицинские эксперименты. Этим фильмом автор якобы пытался призвать перестать страдать из-за тех, кто погиб от рук фашистов. Кстати, таких за годы войны в этом лагере смерти было около 65 тысяч.
После гневных отзывов и протестов, работа с выставки была снята. Однако чуть позже ее вернули, аргументировав тем, что мол «музей защищает свободу художественного высказывания».
Теперь же еврейские организации в своем письме от 29 ноября, попросили объяснить, получал ли художник разрешение на съемки от администрации музея Штуттгофа и существуют ли какие-либо правила на этот счет.
Фильмом со схожей смысловой нагрузкой стало еще одно творение поляка — «80064». Название фильма – это лагерный номер Юзефа Тарнавы, бывшего узника Освенцима. Жмиевский уговаривает 92-летнего старика обновить тюремный номер, вытатуированный на плече. Мужчина сначала пытается сопротивляться, но под давлением художника соглашается.
Артур Жмиевский – один из ведущих представителей критического искусства в Польши, известен тем, что снимает провокативные перформансы, которые часто являются импровизациями и социальными экспериментами.