Месть органов или проблемы с фондом: версии задержания члена ОНК


фoтo: facebook

Имeннo Нaбиуллин был oдним из сaмыx aктивныx прaвoзaщитникoв, рaссылaл вo всe инстанции жалобы на избиение людей в полицейских участках. Его задержание произошло аккурат после того, как член ОНК рассказал о якобы имевших место пытках над Иваном Выголовым — московским студентом, которого обвинили в жестоком убийстве с последующим расчленением украинской девушки (преступление произошло в Киеве).

Денис Набиуллин — член ОНК нового созыва. До этого несколько лет занимался правозащитой, был помощником в Комитете за гражданские права, куда обращаются люди с самыми разными бедами.

— У меня есть небольшой бизнес, жена работает, трое детей, в общем все хорошо, но скучно, — рассказывал мне Денис, когда я спросила его в лоб: «Зачем идешь в ОНК?». Был момент, когда он пробовал стать журналистом в крупном издании и даже соглашался работать без гонораров.

Но денег, как известно, много не бывает. А Набиуллина обвиняют в том, что за крупную сумму обещал родным арестанта выпустить его на свободу. Тут возникает вопрос: неужели близкие этого человека не понимали, что у члена ОНК таких полномочий нет и быть не может? За решетку отправляет суд, и только он может изменять меру пресечения. Или Набиуллин обещал договорится с судьей?

— Понятно, что у любого может снести крышу, но чтобы у Дениса?! — говорит глава комитета, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Андрей Бабушкин. — Он был волонтером в нашей организации у меня полтора года. За это время я посылал его помогать не менее чем 500 людям, абсолютное большинство из которых неимущие. У них не то, что лишних денег не было, но им самым нужно было давать их на еду, одежду, адвокатов и т. д. Денис ни разу не отказался в помощи таким нищим и не разу не заикнулся про какое-то вознаграждение. Наоборот, он сам тратил свои средства. К тому же если бы что-то было с ним «не то», из этих 500 граждан ну хоть один бы мне обязательно сообщил про Дениса. Но нет, ничего подобного. В принципе, на любого из правозащитников кто-то угодно из родных заключенных (например, по указке нерадивых правоохранителей, в чьей полной власти находится человек в СИЗО) может написать — мол, просил деньги. Где доказательства? Слово одних против слова других?

Есть, правда, один нюанс. Набиуллин не так давно создал Фонд помощи лицам, находящимся в местах принудительного содержания. Некоторые из нас, коллеги по ОНК, его отговаривали: в наше время фонд может стать прямой дорогой в тюрьму. Да и вообще всегда лучше, чтобы ОНК никак не ассоциировалось ни с какими фондами и т.д. Даже несмотря на то, что объективно нужд у СИЗО много, а члены Общественной наблюдательной комисстт не имеют бюджета для помощи им, потому часто тратят свои личные деньги.

Я лично была свидетелем, как Денис приносил в два СИЗО проекторы, которые сам покупал (сейчас по ним «крутят» фильмы для несовершеннолетних заключенных), книги, одежду и т. д. Мог ли он все это покупать не за личные деньги, а за средства фонда? Не знаю. Мог ли он кого-то из родственников заключенных попросить перечислить туда деньги? Не знаю. Есть ли в этом криминал? Ответить должно следствие.

— Набиуллин был одним из самых активных членов нашей комиссии, — говорит отечественный секретарь ОНК Москвы Иван Мельников. — Он часто первым выезжал на срочные сообщения о ЧП в местах принудительного содержания. В период массовых задержаний граждан на митингах, к примеру, он за сутки мог посетить больше десятка отделений полиции. После этого многих задержанных людей отпускали.

В фейсбуке родные заключенных публиковали письма с благодарностями Денису. Один из последних примеров: жена арестованного бизнесмена Дарья Апполонская выложила письмо мужа: «Приходили члены ОНК, среди них Денис Набиуллин, сказали, что можно подготовить обращение к Уполномоченному по защите прав предпринимателей, который будет в СМЗО в понедельник. Спасибо Денису за настрой, спрашивал про твой блог «жены арестанта». Улыбался, поддерживал!»

— Его отчеты по проверкам были объективными, а рекомендации очень точными, — подхватывает председатель ОНК Вадим Горшенин. — Но мы можем каких-то моментов просто не знать и не будет делать выводов до окончания следствия.

За последнее время Набиуллин направлял множество запросов в адрес Уполномоченного по правам человека в Москве Татьяны Потяевой (обычно — на неправомерный арест, слишком долгое содержание под стражей, нахождение в СИЗО людей с тяжелой болезнью и т.д.), и та по каждому проводила проверку. Последней стала история с Иваном Выголовым. У меня на руках заявление, которое Иван написал на имя Дениса и которое Денис потом разослал во все инстанции. Вот некоторые цитаты из него:

«В СИЗО я поступил избитым оперативными. Все травмы зафиксированы. Вчера, 17 ноября 2017 года, старший следователь…. в ходе следственных действий нанес мне телесные повреждения и слома палец. Когда я потерял сознание (результат голодовки), он придавил правой ногой мою голову к стене. Я закричал от дикой боли. Потом он защемил мою руку дверью» .

С большим трудом нам удалось убедить парня отказаться от голодовки, и важную роль в этом сыграл Денис Набиуллин (он проинформировал прокурора, тот обещался прийти и разобраться, после чего заключенный немного успокоился). История Ивана Выголова заслуживает отдельного журналистского расследования. «Ботаник», отличник познакомился через соцсеть «вконтакте» с девушкой намного старше себя, живущей в Киеве. Девушка была активным членом группы наподобие печально известного «Синего кита». Имея образования педагога и психолога, она, по словам Ивана, смогла влюбить его в себя заочно. В итоге он отправился на свидание к ней вопреки протестам мамы. Первое личное знакомство оказалось неудачным, он вернулся в Москву, а вскоре выяснилось — девушка убита. Версия следствия о причастности Выголова к убийству выглядит вполне убедительной. Виноват Иван или нет — пусть разбирается суд, но в любом случае следователь не должен себя подобным образом. Только на голодовку заключенного и хотели указать члены ОНК, никак не вмешиваясь в сам процесс расследования. Может, за это и наказали Набиуллина?  

Ева МЕРКАЧЕВА, заместитель председателя ОНК г. Москвы

Чтобы первыми узнавать о происшествиях, подпишитесь на канал Службы информации «МК» в Telegram

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.