фoтo: Нaтaлия Губeрнaтoрoвa
Нaпoмним, «пaкeт Ярoвoй» — кoмплeкс пoпрaвoк в УК и УПК, дoпoлнивший фeдeрaльный закон такими определения состава преступления как несообщение о преступлении террористического характера, содействие экстремистской деятельности, совершение акта международного терроризма.
Расследованием дела студентов Салаватова и Магомедова занималось астраханское управление ФСБ. Следователи пришли к выводу, что обвиняемые общались со студентами, воюющими в незаконных вооруженных формированиях, в том числе в Сирии, которые затем уехали из России для вступления в ИГИЛ (запрещенной в РФ организации). Причем часть из них раньше с ними училась в университете.
Оценку данной норме, в народе именующейся «недоносительство», для «МК» дала адвокат Сталина Гуревич:
«Данная статья (205.6 УК) подразумевает состав преступления только в том случае, когда обвиняемому заведомо известно о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении. Причем, чтобы наступила ответственность, человек должен понимать, какое конкретно преступление совершено или готовится, по какой статье.
Я плохо представляю, как это должно доказываться и как люди, не имеющие специального юридического образования (в данном случае студенты медвуза) могут квалифицировать действия преступников. Как можно привлекать к ответственности лиц, которые не в состоянии понять, преступление ли они наблюдают, и если да, то какое именно?
Так что это очень специфическая норма. Конечно, борьба c терроризмом — очень важное дело, но пакет Яровой нуждается в серьезной доработке».