фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв
Ни в кoeм случae нeльзя встaвaть нa кoврики в oбуви. Пoэтoму мужчины в oжидaнии прaздничнoй мoлитвы сидят в нoскax или бoсикoм. Жeнщин нa мoлитвe нeт. Иx зaдaчa – oргaнизoвaть прaзднoвaниe дoмa.
Мeчeть, кудa журнaлистoв прoпустили дo нaчaлa прaздничнoгo дeйствa, прoизвoдит грaндиoзнoe впeчaтлeниe. Зoлoтo, высoкиe пoтoлки, нeбeснoгo oттeнкa с зoлoтыми узoрaми. Вooбщe, прeoблaдaющиe цвeтa здeсь – бeлый, зoлoтoй и нeбeснo-синий. До появления председателя совета муфтиев России Равиля Гайнутдина все располагаются немного поодаль. Но вот в праздничном белом одеянии входит муфтий, и народ быстро смещается ближе, обтекая две огромные колонны. Равиль Гайнутдин поднимается на десяток ступеней выше, чтобы его было лучше видно собравшейся умме (мусульманской общине). В 7 утра начинается проповедь.
Традиционно верующих поздравляют Президент России, премьер-министр, председатель Госдумы, главы республик, лидеры Арабских государств. В своем послании Владимир Путин отметил ценность уммы для совершенствования межнационального диалога в стране, подчеркнул огромную роль мусульман во всех сферах жизни России.
Периодически муфтий, цитируя Коран, переходит на арабский. Несколько раз он отметил важность существования в мире и преодоления незначительных противоречий между людьми. Свои слова он подкрепил цитатой из Корана: «Не гневайтесь, не завидуйте, не враждуйте, а будьте же братьями».
Кульминация праздника – намаз. Каждый верующий произносит слова нияда – подготовка к молитве. Муфтий спускается к умме, чтобы возглавить намаз. Арабская речь уносится куда-то под купол. На словах «Аллах акбар» умма то припадает в поклоне, то снова поднимается.
Безопасность всего праздничного действия обеспечивает полиция, кинологи, дежурят скорые. Заблаговременно всех попросили воспользоваться прилегающими к Проспекту мира станциями метро, чтобы не создавать давку. Везде стоят указатели и дежурят волонтеры. Однако, избежать традиционного столпотворения на Проспекте мира не удалось. Это – самая ближайшая станция метро, после молитвы в ту сторону потянулись толпы верующих. К слову, проход в сторону Цветного бульвара был относительно свободен. Теперь время отмечать праздник дома.
***
Курбан-байрам отмечается через 70 дней после празднования Ураза-Байрама. Считается, что именно за этот срок мусульманин должен совершить хадж – путешествие в Мекку, к дому Пророка. Паломники, одинаково облаченные в два куска белой ткани, объединенные желанием совершить хадж, собираются в Мекке, и в этот день совершают ритуальный обход Каабы.
История жертвоприношения в исламе уходят к пророку Ибрахиму. Ему явились ангелы и передали повеление Аллаха – принести в жертву единственного сына Измаила. Измаил был долгожданным ребенком. Родился он, когда Ибрахим и жена его были уже в преклонном возрасте. Ибрахим повиновался Аллаху, и уже готов был принести сына в жертву, однако, когда уже был занесен нож, Аллах остановил его, убедившись в его преданности. В тот день в жертву Аллаху принесли барана. Однако в наши дни для жертвы сгодится не только он – подойдут и коза, и корова и даже верблюд, но нужно соблюсти определенные правила для каждого животного. Например, корова не должна быть младше 2 лет.
Ведущий научный сотрудник центра постсоветских исследований ИМЭМО Марат Муртазин рассказал о мусульманах в Москве и некоторых особенностях празднования религиозных дней.
— Сколько мусульман сейчас проживает в Москве?
— Численность их сильно колеблется в разных источниках. И, как правило, на это влияет два фактора. Во-первых, внутренняя миграция. В Москву регулярно приезжают из области на заработки. Поэтому подсчитать количество мусульман в Москве сложно. А во-вторых, есть фактор неучтенных трудовых мигрантов. В основном они приехали из стран СНГ — Таджикистана, Узбекистана, Киргизии. Именно они составляют основной контингент прихожан мечетей. По оценкам, сейчас мусульман в Москве около 1 миллиона.
— Не маловато ли на такое количество верующих всего нескольких мечетей?
— Мало, и об этом уже говорили. Конечно, не все ходят в мечеть по праздникам. Но даже если ходит каждый десятый, получается очень приличная цифра. И это создает трудности для всех: для отмечающих праздник мусульман, для рядовых москвичей. При таком наплыве народа в Курбан-байрам рядовым горожанам тяжело спускаться в метро, перекрыты улицы. Все эти проблемы хорошо известны. Еще одно неудобство — локализация мечетей. Они все стоят в центре жилых застроек. Представляете себе, что в центр Москвы на ограниченное пространство придет целый стадион «Локомотив»? Конечно, жители этого района будут не в восторге. Очень удобная по своему расположению мечеть в Парке Победы. Там нет жилых застроек, да и в принципе она расположена на открытом пространстве. Было бы логично построить мечети в каждом округе. Это бы избавило и москвичей-немусульман от неудобств в праздничные дни, и мусульманам не пришлось бы ехать в центр.
— Вы говорите, что в мечети на большие праздники ходят в основном выходцы из стран бывшего СНГ. Почему так произошло? Где же москвичи?
— Действительно, по статистике, 80-90% прихожан — трудовые мигранты. И дело в том, что москвичи уже более социализированные. Им сложнее отпроситься с работы, ведь, например, Курбан-байрам проходит в рабочий день. Исключение составляют только некоторые регионы России, где преобладающая часть населения — мусульмане. Там они в праздники не работают. А москвичам отпрашиваться со службы не всегда удобно.
— Насколько я знаю, есть еще мечеть на территории посольства Ирана. Иранцы — шииты, а насколько мне известно, большинство москвичей-мусульман — сунниты. Можно ли попасть туда на молитву?
— Доступа к мечети в посольстве нет. Это же территория посольства, туда можно пройти, но по специальным пропускам или спискам. Да и суннит не пойдет туда. А шиитов в Москве — меньшинство.
— А почему суннит не может пойти в шиитскую мечеть? Там какое-то отличие конструктивное, или это просто запрещено?
— Дело не в том, что ходить туда запрещено. И не в конструктивных отличиях. Мечети суннитов не отличаются от шиитских. Здесь дело в самой молитве. По канонам богословов, шиит не может возглавлять молитву у суннитов. А вот обратная зависимость вполне действует — шииты могут молиться под «руководством» суннитов.
— Шииты, если можно так сказать, более либеральные?
— Нет, это не либерализм, а скорее форма приспособления. У нас всего одно государство в мире шиитское — это Иран. Ну и Азербайджан. Но последнее — это светское государство, так что можно говорить только о Иране. Во всех других арабских странах шиитов меньшинство. Поэтому богословы шиитов во избежание их преследования (такое и сейчас случается) разрешают шиитам скрывать свою приверженность именно этому течению ислама. Ну то есть шиит для собственной безопасности может представиться суннитом.
Самое интересное за день в «МК» — в одной вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram.