фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв
Зa три мeсяцa тeкущeгo гoдa из Турции былo экспoртирoвaнo пoмидoрoв нa $123,05 млн, чтo нa 54% прeвысилo пoкaзaтeль aнaлoгичнoгo пeриoдa 2016 гoдa, сooбщил Институт стaтистики Турции. Зa пeрвый квaртaл 2017 гoдa бoльшe всeгo турeцкиx томатов было отправлено в Белоруссию (на сумму $32,4 млн), а также Румынию ($18 млн), Польшу ($11,8 млн) и Ирак ($7,6 млн).
По словам белорусского экономиста Леонида Злотникова, даже при большом желании граждане страны не смогут «съесть томатов больше, чем поляки». «К тому же Белоруссия импортирует помидоры не только из Турции. Не исключено, что часть этих овощей уходит в Россию», — предположил эксперт.
И это несмотря на достигнутые договоренности между Владимиром Путиным и Реджепом Эрдоганом о взаимном снятии ограничений в торговых отношениях двух стран. В начале мая главы России и Турции приняли решение об отмене практически всех эмбарго, так как это негативно сказывается на экономике обеих стран. Относительно агропромышленных запретов, Эрдоган разрешил российским производителям беспошлинно ввозить на свою территорию пшеницу, а Россия дала добро на импорт турецких фруктов и овощей, кроме помидоров.
Вице-премьер Аркадий Дворкович после переговоров российского лидера и Реджепа Эрдогана отметил, что запрет на поставку томатов в Россию может продлиться еще 3–5 лет, пока наши аграрии не наладят свое производство, а инвесторы не вернут вложенные в развитие АПК средства.
Как полагает гендиректор ассоциации «Теплицы России» Наталия Рогова, возвращение на российский рынок турецких томатов крайне отрицательно скажется на отечественных аграриях. «Сегодня инвесторы вкладывают большие деньги в российское тепличное хозяйство. Если дешевые томаты хлынут в Россию, нашим производителям будет очень тяжело им противостоять. На коллегии Минсельхоза Дмитрий Медведев говорил, что все прекрасно понимают, что бизнес вкладывает серьезные средства в развитие отрасли. Те, кто уже вложил деньги, не захотят рисковать и просто прекратят инвестиции», — сетует эксперт.
Специалисты утверждают, что, несмотря на действующий запрет на ввоз томатов в Россию, овощи из Турции все-таки попадают на наши прилавки. Текут «помидорные реки» прямиком через Белоруссию. «Изменение географии поставок турецких томатов осталось в основном на бумаге. Фактически немного усложнились логистические цепочки, но пункты конечного назначения остались прежними. Это и Россия в том числе, — отмечает член Торгово-промышленной палаты Анна Вовк. — Основной рост экспорта томатов из Турции пришелся на Беларусь, но большая часть этих томатов различными способами попадает в Россию. Именно поэтому в прошлом году Беларусь в 4 раза увеличила закупки турецких помидоров».
Белорусский рынок, который и так перенасыщен поставками помидоров из Европы, плюс собственное производство, не сможет полностью употребить турецкие томаты, считает аналитик «Алор брокер» Кирилл Яковенко. «Объемы поставок томатов из Турции в Россию составляли 440 тысяч тонн. Если все эти томаты действительно хлынут на рынок Белоруссии, он не сможет обеспечить овощи спросом, и их цена будет крайне низкой для оптовиков».
Если с теневым рынком помидоров все ясно, то будущее поставок российской пшеницы в Турцию довольно туманно. Москва и Анкара подтвердили снятие всех ограничений на ввоз зерновых. Однако спустя некоторое время появились слухи, что турецкие власти намерены снизить долю нашей пшеницы в импорте этих зерновых до 25%. Поэтому в будущем обострения в российско-турецком торговом противостоянии не избежать. «Турки сохранили лимиты на ввоз зерна и, как следствие, фактически лишили собственных мукомолов возможности закупаться в России, — говорит Яковенко. — Россия, в свою очередь, не сняла запрет на ввоз томатов, объем рынка которого оценивается в районе $520 млн».