Add to Flipboard Magazine.
05.12.2017 11:33
Мoсквa, 5 дeкaбря — «Вeсти.Экoнoмикa». Дoрoгoвизнa глoбaльнoгo финaнсoвoгo рынкa и oтсутствиe сильныx кoррeкций в последние несколько лет вынуждают инвесторов отказываться от пассивного подхода и искать возможности в отдельных идеях как на рынке облигаций, так и на рынке акций, отмечает Андрей Шенк, ведущий аналитик «Открытие Private Banking».
Андрей Шенк, ведущий аналитик «Открытие Private Banking»
Все больше инвесторов говорят о том, что рынок облигаций близок к состоянию «перегрева», а риски игнорируются инвесторами, как будто бы их просто нет. Причем возникшая тенденция имеет отношение не только к российскому рынку, а имеет глобальный характер.
Несмотря на высокий аппетит к риску на глобальном рынке, отдельный класс активов не может расти до бесконечности: рано или поздно рынок ждет если не обвал, то сильная коррекция, которая устранит возникшие дисбалансы.
Любой инвестор знает, что принимаемый на себя риск должен компенсироваться доходностью, иначе инвестирование теряет смысл. Сегодня размер премии за риск достиг минимума: спред между облигациями с высоким уровнем кредитного риска и надежными облигациями достиг минимума за последние 8 лет, ниже он был только в 2007 г. накануне кризиса.
Премия за «длину» также не компенсирует инвесторам риски: длинные облигации дают доходность на 1,5-2% выше, но в период коррекции облигационного рынка падать они могут не хуже, чем акции. Достаточно вспомнить поведение немецких Bunds в апреле 2015 г., когда инфляция неожиданно для рынка поднялась выше нуля – длинные бумаги тогда потеряли 25% стоимости.
Согласитесь, 2% избыточной доходности – недостаточная компенсация для такой волатильности, особенно с учетом того, что инфляция в мире вновь ускоряется.
Для наиболее консервативных инвесторов, не желающих брать на себя даже небольшой риск рынка акций, оптимальным решением может стать значительное снижение дюрации (чувствительности цен облигаций к изменению процентных ставок) портфеля и повышение его кредитного качества.
Например, стоит продать длинные бумаги и бумаги компаний или стран, где платежеспособность вызывает сомнение, и купить взамен короткие суверенные или квазисуверенные облигации. Такая стратегия позволит переждать коррекцию в относительно безопасных инструментах, в случае же коррекции — быстро переложится в «длину», купив подешевевшие бумаги по более интересным ценам.
Альтернативой стратегии «купи и держи» на облигационном рынке может быть поиск отдельных «точечных» идей, где по той или иной причине доходность все еще находится на привлекательном уровне. Одна из таких идей – покупка долларовых суверенных облигаций Турции с погашением до 2023 г.
Для сравнения: доходность бумаг Турции с погашением в 2022 г. и рейтингом «BB+» сейчас находится на уровне 4,3%, тогда как Россия c аналогичными параметрами торгуется с доходностью 2,85%, а Бразилия, рейтинг которой на одну ступень ниже, чем у Турции и России («BB»), сейчас дает доходность 3,36%.
Такая премия в бумагах Турции возникла из-за политических факторов: разногласий с США и курдской проблемы, а также вследствие высокого уровня валютных обязательств в банковском секторе. При более детальном рассмотрении Турция, с точки зрения платежеспособности, выглядит не так уж и плохо: соотношение госдолг/ВВП составляет всего 28%, дефицит бюджета находится на комфортных 2% от ВВП, а объем резервов превышает объем среднесрочных обязательств.
Исходя из этого проблем с выплатами по коротким бумагам не должно возникнуть даже в случае негативного сценария, а значит, премия Турции к другим EM будет сокращаться.
Более агрессивные игроки все больше внимания уделяют рынкам акций, которые за последние несколько лет показали сильный результат: за последние 5 лет индекс глобального рынка акций MSCI ACWI в среднем давал инвесторам доходность в 12,5%. Оживление глобальной экономики, ускорение мировой инфляции до 1,5% и расчет на сохранение низких ставок крупными ЦБ толкнули рынки акций вверх.
Правда, нелишним будет отметить, что акции — далеко не дешевый класс активов: сейчас по соотношению P/E он торгуется дороже, чем в среднем торговался раньше.
Поэтому в будущем активный подход к формированию портфеля акций может отодвинуть на второй план пассивный подход, который строится на принципе покупки «индекса» и удержании позиции без изменения в течение длительного времени.
На наш взгляд, идеальный портфель акций должен представлять собой не просто набор бумаг, а набор инвестиционных идей, имеющих под собой определенную мотивацию.
Хороший пример идеи на рынке акций — набор дивидендных бумаг. Выше мы обсуждали, что доходности облигаций больше не дают адекватной премии за риск.
На практике управляющие портфелями сталкиваются с такой проблемой: инструменты, которые четыре года назад давали доходность на уровне 5-6%, сейчас погашаются, а инструментов с аналогичной доходностью на рынке осталось немного.
Чтобы портфели соответствовали заявленной клиентам доходности, управляющие вынуждены искать альтернативы, и наиболее очевидная из них — консервативные дивидендные истории с невысоким уровнем волатильности. Дивидендная доходность таких имен, как BHP Billiton и Rio Tinto, близка к 5%, а с учетом программ выкупа акций в ближайшие годы возврат акционерам может достигнуть 8%.
Согласитесь, с учетом оживления глобальной экономики и роста спроса на сырье такие уровни выглядят более чем привлекательно. А значит, спрос на них будет расти, что будет толкать котировки вверх.
Еще одна идея — предприятия военно-промышленного комплекса. Оборонный сектор сейчас находится на подъеме: с 2000 г. совокупный мировой военный бюджет растет в среднем на 3% в год и сейчас близок к историческому максимуму.
Учитывая же рост напряженности на Ближнем Востоке и в отношениях между Россией и США, а также агрессивную политику Северной Кореи, военный бюджет, вероятно, сохранит тенденцию роста.
Однако ставку следует делать не столько на компании, ориентированные на классические типы вооружения, сколько на компании, которые занимаются новыми, высокотехнологическими разработками, в том числе в сфере кибербезопасности.
Интересных идей на рынке еще много. Есть как более «широкие», например российские, акции, которые выглядят неоправданно дешево относительно других рынков, так и более «узкие», например операторы нефтетанкеров. Каждая идея является своего рода «кирпичом», из множества которых формируется совокупный портфель.
Немаловажно, что в итоге портфель оказывается слабо привязанным к отдельному региону или сектору, что в условиях дороговизны рынков, несомненно, является преимуществом. Но есть и недостаток: поиск идей требует глубокого анализа рынков и отдельных компаний, а сам портфель — постоянного контроля и аудита идей. Поэтому такую задачу лучше доверить профессионалам.